Банкротство турфирмы. Как не стать жертвой обмана турагентов и туроператоров.
Основные варианты мошенничества турагентств и туроператоров:
- Тур подбирается, договор подписывается, деньги получены, но бронь оператору не поступает.
- Тур подбирается, договор подписывается, деньги получены, бронь поступает оператору, но позже посылается аннуляция.
- Фирма является или представляется туроператором, однако не формирует никакого собственного туристского продукта, прописывает в договоре в пункте «ответственности туроператоров» своё название и таким образом лишает возможности покупателя проверить бронирование, набрав определенную сумму объявляет о банкротстве, далее получить возмещение со страховой компании очень сложно.
Часто задаваемые вопросы:
1. Чем отличается турагентство от туроператора?
Туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта. Эту деятельность осуществляет туроператор, который как правило с туристом напрямую не работает.
Турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта. Этим занимается турагент.
Турагент рекламирует и продаёт путёвки и туры на основании специального договора, заключаемого между туроператором и турагентом.
Турагент действует от имени и по поручению туроператора, а в случаях, но иногда, если это предусмотрено договором — от своего имени.
Этим же договором предусмотрена взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждого из них перед туристом и друг перед другом за нарушение договора и за некачественное предоставление туристского продукта.
Турагент оказывает также сопутствующие услуги: страхование, получение виз, юридические услуги для туристов.
2. Должны ли турагентства вступать в Российскую ассоциацию «Турпомощь»?
В 2012 году была создана ассоциация Турпомощь. Создание Турпомощи позволило защитить туристов, создав механизм финансовых гарантий и обеспечив оперативную помощь обманутым путешественникам.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 03.05.2012 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» туроператоры, работающие в сфере выездного туризма, должны были вступить в РА «Турпомощь» до 4 мая 2013 года.
Теперь для того, чтобы оператор был вправе осуществлять деятельность в сфере выездного туризма он должен быть членом РА «Турпомощь» и быть включённым в Единый федеральный реестр туроператоров.
В ИЮНЕ 2013 ГОДА Ростуризм исключил из Единого федерального реестра туроператоров 260 фирм-туроператоров, не вступивших в Турпомощь, сократив количество туроператоров на 10% до 1,8 тысячи фирм.
Таким образом, создание «Турпомощи» стало реакцией госрегулятора на скандалы, вызванные деятельностью недобросовестных туроператоров. При этом к тому моменту, борясь за права потребителей, Ростуризм уже прекратил деятельность 320 компаний.
3. Как можно себя максимально обезопасить при приобретении тура?
- Опасаетесь — приобретайте страховку от невыезда. В случае проблем по страховке вам вернут потерянные суммы за исключением тарифов и сборов
- При покупке тура убедитесь, что ваш тур действительно забронирован у туроператора. Проверить это можно, потребовав у агента лист бронирования вашего тура, в котором указан номер вашей брони. По этому номеру вы сможете отслеживать ваш тур самостоятельно у туроператора на сайте. При этом информация о туроператоре обязательно должна быть указана либо в договоре, либо приложении.
- При 100% оплате тура, агентство должно в течении семи дней произвести оплату вашего тура туроператору. Информацию об оплате вы можете самостоятельно проверить у туроператора, назвав номер вашей брони.
- Аннулирование тура возможна только по заявления туриста, в письменной форме, которое прикладывается к письму об аннуляции от агентства.
- Внимание! Скидки 7% и больше опасны! Продажа тура по такой цене не может быть рентабельной для турфирмы и скорее всего это обман.
- Убедитесь в полномочиях турагента и туроператора:
Посещая турфирму обратите внимание на следующие требования предъявляемые к оборудованию офиса:
- наличие вывески, содержащей информацию о полном фирменном наименовании туроператора/ турагента, его юридическом адресе, графике работы;
- наличие оборудованных рабочих мест для персонала;
- наличие оборудования для хранения денежных средств и бланков строгой отчетности;
- наличие стульев (кресел) для обслуживания просителей;
- наличие технических средств (средств связи, компьютеров, копировальной и множительной техники и пр.);
- наличие рекламных проспектов, каталогов, подобранных по турам.
ФЗ «О защите прав потребителей» и ГОСТом 50690-2000 установлено, что в офисе турфирмы должен быть вывешен в доступном месте информационный стенд для потребителей, на котором должна быть информация следующего содержания:
- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или предпринимателя без образования юридического лица,
- копия сертификата соответствия, лицензия на применение знака соответствия (в случае наличия сертификата, поскольку сертификация туруслуг носит добровольный характер), копия заключения сертификационной комиссии с объемом параметров сертификации;
- общие правила реализации туристского продукта,
- бланки документов, оформляемых при реализации турпродукта (образцы договора, путевки, заявки на бронирование, памятки и др.);
- информация о режиме работы и реализуемых им (работах, услугах).
4. Какие документы должны подписывать турагентства с туристом?
- Договор о предоставлении тура
- Туристская путёвка
- Квитанция или чек об оплате тура
- Авиабилеты (посадочные места подтверждаются перед вылетом)
- Стандартная медицинская страховка
- Ваучер на проживание (класс гостиницы, питание, тип номера)
- Памятка туриста (информация о месте отдыха — особенности климата, обычаи и т.д.)
5. Что делать туристу, у которого возникли проблемы с турагентством?
- Самостоятельно обратиться к турагенту и установить реальность и действителность тура.
- В случае установления обмана со стороны агента или туроператора ОБРАЩАТЬСЯ В ПОЛИЦИЮ с заявлением о мошенничестве.
- Потребовать у агента возврата денег и компенсации убытков и морального вреда в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей».
- Обратиться в гражданский суд с иском к турагенту или туроператору.
- Одновременно с этим в уголовном процессе предъявить гражданский иск к подозреваемому и обвиняемому.
- Обратитесь за помощью в юридическую фирму и закажите юридические услуги — представление интересов туриста в суде с туроператором и турагентством.
6. Что делать туристу, если по вине туроператора у него перенеслась поездка, либо по приезду поселили в другой отель, а признавать ошибку не хотят?
ЗАСЕЛИЛИ НЕ В ТОТ ОТЕЛЬ.
В заключенном с турфирмой договоре обязательно должны быть указаны условия проживания. Если Вам пытаются изменить эти условия на худшие, немедленно обращайтесь к туроператору.
Обязательно получите письменное подтверждение подтверждение нарушений условий договора у администрации отеля, что впоследствии потребуется для компенсации убытков и морального ущерба.
На практике выяснилось, что отели, видя вашу настойчивость, предлагают компенсацию в виде каких-то дополнительных услуг.
Соглашаться или нет — решать вам, но в случае, если администрация отказывается дать письменное подтверждение изменения условий путёвки, сделайте фотографии отеля и номера, которые впоследствии вы приложите к иску или претензии. Об том, что у вас есть фотографи проинформируйте туроператора.
ПЕРЕНЕСЛАСЬ ПОЕЗДКА ПО ВИНЕ ТУРОПЕРАТОРА.
- прежде всего вы должны собрать доказательства,
- согласиться на изменения и потребовать компенсации;
- если изменение условий поездки влекут невозможность воспользоваться услугой — собрать доказательства и отказаться от исполнения договора в соответствии с ФЗ «О ЗПП», потребовать возврат денег, компенсацию и возмещение морального ущерба.
7. Нужна ли лицензия на туристическую деятельность?
Лицензирование туристической деятельности отменено c 2007 года.
В соответствии с 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» туристическая деятельность не входит в число лицензируемых.
На настоящий момент данный вид деятельнсти регулирует Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
Туроператор, зарегистрированный в России должен числиться в реестре туроператоров и иметь финансовое обеспечение.
Оказание туристических услуг требуют финансового обеспечение в виде договора страхования гражданской ответственности либо банковской гарантии исполнения обязательств.
Исключение — Финансовое обеспечение не нужно для: организаций, которые оказывают экскурсионное обслуживание на территории Россиив течение не более 24 часов подряд;
Информацию о внесении в реестр можно проверить на официальном сайте Федерального агенства по туризму Министерства культуры http://reestr.russiatourism.ru/
8. Банкротство туроператоров — что делать?
Вот далеко не полный cписок закрывшихся российских туроператоров:
- 2010 год. «Август», «Эллада-Тур» и «Капитал Тур».
- 2011 год. «Лужники Тревел», «Скайтур» и «Альфа Вояж».
- 2012 год. «Ланта-Тур», «ITC — Международный клуб путешествий», «Идеальный Мир», «Вокруг света», «Эль Вояж», «Черри Тур», «Global Club», «Новый Век» и «Латамерика Бизнес Групп».
- 2013 год. «Раена», «Синяя Птица», «Асент Трэвел», «Восточный экспресс» и «Роскурорт».
- 2014 год. «Инарт Вояж», «Нева», «Экспо-тур», «Роза ветров Мир», «Лабиринт», «ИнтАэр», «Нордик Стар» и «Ветер странствий».
В случае банкротства туристической компании возникают следующие проблемы:
- выясняется, что не оплачены авиабилеты и проживание в отеле;
- у тех, кто находится уже за границей отели забирают паспорт и удерживают его, пока не будет произведена оплата.
КАК ЖЕ ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ ОТ БАНКРОТСТВА ТУРОПЕРАТОРОВ?
- Покупая путевки требуйте выдачи авиабилетов туда и обратно, причем не в день вылета в аэропорту, а заблаговременно. Тогда случае проблем Вы сможете хотя бы улететь домой.
- При этом постарайтесь покупать тур с перелетом только регулярными авиарейсами (не чартерными), даже если они дороже. В случае банкротства чартерный рейс часто отменяют.
- Никому не отдавайте на отдыхе свой паспорт. Сделайте несколько копий паспорта для поездки — копии хватает при заселении в отель, выписки страховки и приобретения авиабилетов. Если потребуют паспорт в залог — не соглашайтесь и предлагайте денежный залог.
- Возьмите в поездку минимум две банковских карты. На одну карту положите только минимальную сумму для оплаты отеля и услуг. На другую положите основную сумму.
- Заранее запишите телефон Консульства России и телефон туристической полиции — это действительно может пригодиться.
- Сообщите родственникам и друзьям о своей поездке, чтобы можно было попросить о помощи.
- Единственный стопроцентный способ себя обезопасить -путешествовать самостоятельно, бронировать отели и авиабилеты.
Если у вас возникли проблемы с туроператором — обращайтесь за помощью к нам. Юридическая фирма ЮКТ-Групп защитит ваши права.