Консалтинговая группа
RU
ENG
+7 (495) 781-63-43
Консалтинговая группа
Информация

Налоговые и валютные резиденты

Сравнение налогового и валютного резидентства РФ

Критерии налогового резидентства:

  • Проживание в РФ 183 дня и более
  • Наличие постоянного жилища в РФ в виде
    • собственности на жилое помещение или
    • постоянной регистрации по месту жительства
  • Наличие центра жизненных интересов в РФ в виде
    • местонахождения семьи или
    • местонахождения основного бизнеса или
    • местонахождения работы

Критерии валютного резидентства:

  • Граждане РФ, за исключением постоянно проживающих в иностранном государстве год и более
  • Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство и постоянно проживающие в России

1. Налоговый резидент

Понятия «налоговый резидент/нерезидент» сформулированы в статье 207 НК РФ. Имея ввиду, что тема настоящего Анализа в целом не является однозначной для ее понимания даже с посильными разъяснениями автора, — текст данной статьи приводится дословно.

П. 2 ст.207 НК РФ: «Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.»

Таким образом, как следует из пункта 2 указанной статьи, формально в РФ действует принцип определения налогового резидентства по количеству дней нахождения на территории РФ. Кроме того, контролирующие органы в связи с введением в действие с 01 января 2015 г. Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ («Закон о КИК»), уточнили свою позицию в отношении критериев для определения налогового резидентства физического лица — ФНС России были опубликованы разъяснения (см. письма ФНС РФ № ОА-3-17/87@ от 16.01.2015 г. и № СА-4-14/460 от 12.02.2015 г.), из которых следует, что «сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации в упомянутой выше ситуации.» В своих разъяснениях ФНС России ссылается на положения международных соглашений об избежании двойного налогообложения, из которых следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ, если оно располагает в РФ постоянным жилищем либо имеет в ней центр жизненных интересов.

Наличие постоянного жилища подтверждается при этом наличием права собственности на объект жилой недвижимости либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте.

А центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы.

Таким образом, что же в итоге означает все указанное выше в отношении налоговых резидентов РФ?

  • Налоговое резидентство РФ не связано с гражданством РФ.

Это понятие введено и используется законом только для установления налоговых обязанностей лица перед государством. При рассмотрении ниже вопросов валютного резидентства станет понятным, почему это сейчас подчеркивается.

  • Налоговые резиденты РФ уплачивают НДФЛ по всем доходам, независимо от источника и места их получения.

При этом доходы бывают (ст. 208 НК РФ):

— от источников в РФ (сдача в аренду или продажа своего движимого или недвижимого имущества, работа в российской организации , получение дивидендов от участия в ней и др.);
— от источников за пределами РФ (сдача в аренду или продажа дома, находящегося в иностранном государстве, работа за рубежом, получение дивидендов от участия в иностранной организации и др.)"
— от прибыли КИК, приравненной к доходу КЛ, нераспределенной участниками (если налоговый резидент является контролирующим лицом КИК).

  • Кроме того, налоговые резиденты РФ несут все обязанности, установленные с Налоговым кодексом РФ, в том числе обязаны представлять:

— сдавать налоговую отчётность в РФ
— уведомления об участии в иностранных организациях (если доля участия выше 10%),
— уведомления о КИК (если Вы являетесь ее контролирущим лицом).
(подробнее — см. статьи «Уведомления об ином гражданстве и другом праве постоянного проживания в иностранном государстве», «Зарубежные счета — не только уведомлять, но и отчитываться», «Закон о КИК в Налоговом кодексе — до и после»).

Лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, платят налоги в Росии только с доходов, полученных от источников в РФ.

Однако, налоговым резидентам РФ, если имеются указанные выше доходы, — не рекомендуется слишком торопиться с потерей своего статуса, потому что в этом случае, утрачивается возможность применения налоговых вычетов в России, а ставка налога на прибыль в России возрастает до 30% (ст. 224 НК РФ).

2. Валютный резидент РФ

Термина «валютный резидент» в российском законодательстве нет. В Федеральном законе от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — «Закон о валютном контроле») интересующее нас лицо именуется просто «Резидентом», в отношении которого и сформулированы положения пунктов 6 и 7 статьи 1 данного закона.

«6) резиденты:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года; (пп. „а“ в ред. Фед. закона от 06.12.2011г. № 406-ФЗ)
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

7) нерезиденты:
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами „а“ и „б“ пункта 6 настоящей части;»

 

Далее, во избежание путаницы (строго — только в целях настоящего Анализа), физическое лицо со статусом «Резидент» в том смысловом содержании, которое установлено Законом о валютном контроле, будет именоваться «Валютным резидентом РФ», а «Нерезидент» — «Лицом, не являющимся валютным резидентом РФ», что в повседневном обиходе более привычно и однозначно.

Если прокомментировать вышеуказанные положения Закона о валютном контроле с некоторыми нужными акцентами и в увязке с положениями НК РФ, устанавливающими статус налогового резидента, то ключевыми позициями станут следующие:

  • Признаются валютными резидентам не только граждане РФ (за указанными исключениями), но также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ в установленном порядке.
  • Не признаются валютными резидентами РФ те граждане РФ, которые постоянно проживают или временно пребывают в иностранном государстве год и более на основании ...... .

При этом, именно постоянство проживания в иностранном государстве стало предметом противоречивых разъяснений контролирующих органов (см. ниже).

  • Утрата физическим лицом валютного резидентства РФ возможна в случаях:

— нахождения за пределами РФ в течение более одного года;
— утраты российского гражданства, но продолжения при этом постоянного проживания в РФ без вида на жительство или временного пребывания без достаточных на то оснований.

Данная ситуация является чисто условной на основании лишь формальных выводов при буквальном толковании пунктов 6 и 7 статьи 1 Закона о валютном контроле и не может возникать в реальности в связи с незаконностью пребывания в РФ при указанных обстоятельствах.

А если практически, то от статуса валютного резидента можно избавиться только, если полностью прервать отношения с Россией в части места своего нахождения.

  • Для того, чтобы признаваться валютным резидентом РФ физическому лицу не обязательно признаваться налоговым резидентом.
  • При утрате статуса налогового резидента РФ физическое лицо может оставаться валютным резидентом РФ.

Ниже на последние две позиции будет обращено повышенное внимание.

Статус валютного резидента РФ не предусматривает дополнительных прав, но ко многому обязывает, а именно они:

  • Имеют право за отдельными исключениями, (в частности — лица, занимающие государственные должности и члены их семей) открывать без ограничений счета (вклады) в иностранных банках (пункт 1 статьи 12 Закона о валютном контроле). Строго говоря, данное право не является привилегией, так как открывать зарубежные счета могут любые граждане и неграждане РФ, за указанными исключениями.
  • Обязаны уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) зарубежных счетов и об изменении их реквизитов (пункт 2 статьи 12 Закона о валютном контроле). а также нести ответственность за невыполнение данной обязанности (пункты 2 и 2.1 статьи 15.25 КоАП РФ).
  • Обязаны представлять налоговым органам отчеты о движении средств по зарубежным счетам (пункт 7 ст. 12 Закона о валютном контроле).
  • Обязаны производить зачисление средств на указанные счета строго в соответствии с разрешенным перечнем, который установлен статьями 9 и 12 Закона о валютном контроле.

Принимая во внимание тяжелейшие последствия, которые могут возникнуть для валютного резидента РФ вследствие невыполнения последней из указанных обязанностей, является необходимым пояснить ее.

Валютное законодательство РФ устанавливает закрытый (ограниченный) перечень операций, по которым разрешается зачисление доходов на зарубежные счета. Все операции, которые находятся за пределами этого перечня, относятся к неразрешенным. При этом указанный перечень, по общему признанию, является слишком ограниченным, чтобы обеспечить полноценное функционирование иностранного счета.

Разрешённые операции по иностранным счетам для вылютных резидентов РФ:

  • перечисления со своих счетов как в российских, так и зарубежных банках;
  • начисление и выплата банковских процентов по вкладам;
  • внесение на счет наличных денежных средств;
  • выплаты из бюджета РФ (пенсии, пособия и пр.);
  • перечисления от резидентов РФ из российских банков не более 5 000 дол. в день;
  • но если перечисления близким родственникам и супругам, то без ограничений по сумме;
  • выплаты от нерезидентов РФ в соответствии с трудовыми договорами;
  • возврат ранее уплаченных средств за товар или услугу или уплаченных ошибочно.

Для владельцев счетов в странах, входящих в ОЭСР или FATF, предусмотрены некоторые исключения, которые разрешают зачислять на такие счета:

  • доходы от сдачи в аренду зарубежного имущества;
  • некоторые виды доходов от владения и реализации ценных бумаг;
  • отдельные виды займов.

Но!

Если операции, не указаны в перечне, то относятся к запрещенным, и становятся для физических лиц при представлении Отчетов источником высоких рисков. А именно — проведение такой операции при ее непродуманном раскрытии может привести к громадному штрафу в размере от 75% до 100% полной суммы. В реальной практике в течение достаточно длительного времени закрепились несколько наиболее распространенных опасных примеров незаконных валютных операций (на уровне тех налогоплательщиков, которым адресован настоящий Анализ).

Например, не могут зачисляться сразу на счет физического лица в зарубежном банке, а должны быть сначала зачислены на его российский счет следующие доходы:

  • от продажи недвижимого имущества за рубежом;
  • от сдачи в аренду имущества, если они получены в странах, не входящих в ОЭСР или FATF;
  • от оказания услуг или продажи товаров, если они получены в результате предпринимательской деятельности в рамках ИП;
  • от продажи акций и облигаций иностранных эмитентов;
  • получение займа, если:
    • денежные средства поступают на счета государств, не являющихся членами ОЭСР или FATF;
    • займодавцы не являются резидентами тех же указанных государств;
    • срок займа 2 года и менее.

В настоящее время штраф за совершение таких валютных операций, которые прямо запрещены пунктом 1 статьи 15.25 КОАП РФ, а также прямо не разрешены валютным законодательством, как уже указывалось, составляет от 75% до 100% общей суммы сделки. Указанная норма послужила одной из основных причин участившихся случаев отказа налогоплательщиков от гражданства РФ.

Таким образом, нравятся или не нравятся указанные выше права и обязанности валютных резидентов РФ, но они, по крайней мере, понятны. Совершенно иначе в этом смысле выглядят в валютном законодательстве временные признаки валютного резидентства (свыше 1-го года), а также все связанное с постоянством проживания в иностранном государстве. То есть — приблизительно то же самое, что, в принципе, касается и налоговых резидентов РФ, но стало предметом неутихающих дискуссий на фоне противоречивых разъяснений Росфиннадзора (упразднен), ФНС и Банка России.

Напоминание. В соответствии с Указом Президента РФ от 02.02.2016 N 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере», Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) упразднена. При этом установлено, что функции Росфиннадзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» передаются Федеральному казначейству, а функции органа валютного контроля — Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе

3.Предмет дискуссий в валютном резидентстве

Предметом дискуссии является бытующее мнение отдельных контрольных госорганов, сомнительно (может быть) трактующих положения налогового и валютного законодательства, в соответствии с которым гражданин РФ, намеренный:

— непатриотично расстаться с гражданством РФ и, таким образом, — со статусом валютного резидента РФ также,
— а для этого специально постоянно проживающий за пределами РФ,

может оказаться в следующих ситуациях: 

  • В том случае, если такое лицо, до истечения 1-года постоянного проживания в иностранном государстве, прерывает его приездом в РФ даже на самое короткое время (например — 1 день), то по своему возвращению в иностранное государство отсчет срока, необходимого для осуществления заветной мечты об утрате статуса валютного резидента РФ, обнуляется.
  • Кроме того, если лицо все же дотерпит до истечения одного года, то даже при разовом и также самом кратковременном заезде в РФ, статус валютного резидента РФ к нему благополучно возвращается.

Таким образом, для того, чтобы гражданину РФ избавиться от статуса валютного резидента РФ, ему придется все начинать заново, если, конечно, у него не кончится терпение.

По сугубо личному мнению автора — так ему и надо, но с точки зрения здравого смысла, такая трактовка закона является абсурдом. Который, как это свойственно российскому законодательству, опять принял затяжной характер, чему способствуют неоднозначные или противоречивые разъяснения ФНС, Минфин и Банка России, причем — даже совсем недавние, а также реальная позиция налоговых инспекторов.

Например.

  • Письмо ФНС от 1 июля 2016г. № ОА-3-17/3054@.

«Для граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории иностранного государства более одного года статус нерезидента прерывается возвращением на территорию Российской Федерации.» 

 

  • Письмо Минфина и ФНС России от 20 июля 2016г. № ОА-3-17/3315@ 

«По мнению ФНС России, статус нерезидента для граждан Российской Федерации начинает действовать:

— для лиц, постоянно проживающих в иностранном государстве, — после одного года, исчисляемого с момента, как лицо получило право на постоянное проживание в иностранном государстве, подтвержденное документом уполномоченного государственного органа соответствующего иностранного государства, в том числе видом на жительство, при условии, что период фактического пребывания таких граждан Российской Федерации за пределами территории Российской федерации не прерывался.

— для лиц, временно пребывающих в иностранных государствах на основании рабочей визы или учебной визы — после одного года непрерывного пребывания, исчисляемого с момента выезда из Российской Федерации, и только в период нахождения за пределами территории Российской Федерации.»

 

В данном случае, в отношении как «постоянно проживающих», так и «временно пребывающих» достаточно явно утверждается абсурдный «признак непрерывности» того и другого. 

  • Банк России ГУ по ЦФО от 14.06. 2016г. Т1-15-12-5/86147 (официальный ответ на частный запрос) 

«Таким образом полагаем, что гражданин Российской Федерации, имеющий вид на жительство и постоянное проживание в иностранном государстве, посещающий в течение года территорию Российской Федерации, является резидентом в рамках валютного законодательства. <.....>».

 

Таким образом, в данном случае банк, фактически, все же не поддержал часто культивируемую налоговыми органами позицию, в соответствии с которой для обнуления продолжительности постоянного проживания в иностранном государстве является достаточным даже единственный выезд в Россию. 

  • Позиция налоговых инспекторов 

Во всей этой истории с постоянным проживанием и пребыванием следует отдать должное налоговым инспекторам, которые, следуя своей традиции, постоянно и единообразно толкуют закон в сторону его репрессивного характера, являясь, видимо, единственными, кому все понятно. А именно, как известно из неофициальных источников, в 2016г. у проверяемых. запрашивались загранпаспорта, из которого налоговые инспекторы желали увидеть подтверждение того, что проверяемые ни одного дня не были в России в течение интересуемого периода времени.

При этом инспекторами откровенно подчеркивалось, что только в этом случае проверяемый может быть освобожден от обязанности представлять Уведомление об имеющихся зарубежных счетах и Отчет о движении по ним денежных средств. Разумеется — можно судиться, великодушно отмечали они.

Таким образом, по факту получается, что если Вы Гражданин РФ, то несмотря на то, что не обязаны платить налоги в России, поскольку не проживаете на её территории и не ведёте там коммерческой деятельности, у вас всё равно, как минимум, есть обязанности представлять Уведомления о имеющихся зарубежных счетах и Отчеты по движению на них денежных средств. А если становится необходимым отчитываться по валютным операциям закрытого перечня Закона о валютном контроле, то лучше, как полагают некоторые, действительно, не приезжать в Россию от греха подальше.

По мнению многих, именно эта плохо продуманная обязанность больше всего смущает валютных резидентов.

4. Кем быть лучше

По личному мнению автора лучше всего: 

  • Налоговым резидентом — также, но в разумных пределах. Как известно — все хорошо в меру.
  • Валютным резидентом — желательно не быть, но если это невозможно, то следует удерживаться уже в более чем разумных пределах, то есть — не доходя до фанатизма в исполнении бесцеремонно навязываемой обязанности платить и платить, превращая, таким образом, свое естественное стремление к справедливой уплате налогов в манию.

В настоящем разделе заметки сделана попытка объективно проанализировать, — каким образом взаимосвязано налоговое и валютное резидентство, несмотря на то, что выбирать все равно не приходится (почти).

Кроме того налоговое и валютное резидентство мощно объединяет еще и общий подтекст, а именно — требования, вытекающие из положений валютного резидентства должны обеспечивать возможность эффективно добирать у налогоплательщика то, что у него вдруг да останется после удовлетворения требований, связанных с его налоговым резидентством.

Поэтому не случайно иногда возникает горькое для гражданина и позорное для российского законодательства предположение — может быть лучше, все же, не быть ни тем, ни другим. Действующие законоположения такую возможность фактически не исключают, которая заключается в следующем. Если физическое лицо находилось за пределами страны более одного года, и к нему невозможно придраться по постоянству проживания и фактического местонахождения, то он перестает быть не только налоговым, но и валютным резидентом.

Но это крайняя мера, которая имеет шанс оказаться приемлемой далеко не для всех заинтересованных лиц. Очень многие пока еще старомодно полагают, что такие понятия, как Родина, Гражданин, Патриот и аналогичные, почти забытые в настоящее время, может быть, все же, еще не ушли окончательно в невозвратное прошлое.

Поэтому для таких ортодоксов может оказаться более подходящим другое утверждение автора, а именно — лучше всего тем, в ком заложена способность к творческому и, одновременно, нравственному подходу к любым жизненным ситуациям, независимо от того, на какое резидентство они оказались обречены.

5. Новый законопроект

5.1. Цель Законопроекта и его история

Налоговое и валютное резидентство является одной из самых запутанных областей российского законодательства, что является очевидным из настоящего Анализа в целом. Особенно валютное, что показано в предыдущем разделе.

Загвоздки находятся в правилах определении этого статуса, его приобретения и сохранения, отказа от него или утраты, а также в последствиях того и другого. В начале сентября 2016г. Минфин России вынес на общественное обсуждение законопроект о внесении поправок в Закон о валютном контроле (далее — Законопроект), который был опубликован на федеральном портале раскрытия проектов нормативных актов.

Принимая во внимание все изложенное выше в настоящем Анализе, нельзя не признать, что инициатива Минфина России в разработке и обсуждении указанного законопроекта оказалась более чем уместной. При этом, в процессе обсуждения заинтересованными лицами немалое внимание уделялось соответствию фактической нацеленности законопроекта той громко озвученной цели, в соответствии с которой законопроект, в первую очередь, направлен на упрощение валютного регулирования и контроля.

Но такая необычная постановка вопроса многими участниками обсуждения неожиданно оказалась роковой для первой редакции Законопроекта. Реакция заинтересованных лиц была крайне негативной, вызвав их возмущение и оценку положений Законопроекта как недопустимых в качестве поправок к Закону о валютном контроле, и без того неоправданно жестком. Достаточно быстро стало очевидным, что принятие предложенных поправок приведет к массовому отказу от российских паспортов тех граждан РФ, которые проживают за его пределами более 1-го года.

Поэтому, убедившись, что такая проба пера, имевшая целью проверить — до какой степени можно брать за горло законопослушных граждан на фоне ненаказуемого беспредела других лиц, Минфином в достаточно короткое время первая редакция Законопроекта была существенно изменена в его основополагающих положениях, но, все же, не изменив при этом его лукавой сути.

А именно — были предложены новые поправки, касающиеся продолжительности временного пребывания гражданина РФ в России в периоде его постоянного проживания в иностранном государстве с одновременным установлением вечного резидентства. В конце ноября 2016г. новые поправки в Закон о валютном контроле стали доступны для дальнейшего обсуждения Законопроекта в целом.

При этом любопытно обратить внимание на невиданную расторопность, проявленную Минфином в данном случае. Новые, более пристойные, изменения были предложены спустя всего лишь два с половиной месяца после опубликования первой редакции Законопроекта. Хорошо, видимо, допекли отклики. А «проба пера» оправдала свое неявное назначение и, таким образом, авторам Законопроекта стало возможным попробовать следующую.

В настоящем разделе Анализа Законопроект рассматривается с учетом ноябрьских уточнений, то-есть в его последней версии по состоянию на 30.12.2016г. Но при этом постоянно соотносится не только с основным текстом Закона о валютном регулировании, но и с первой редакцией Законопроекта.

5.2. Позитивные предложения

Можно объединить в следующие три значимых блока: 

  • Расширение перечня разрешенных валютных операций.
  • Уточнение требований в части продолжительности кратковременного прерывания постоянного проживания или пребывания.
  • Смягчение требований в части представления уведомительной и отчетной документации в налоговые органы и банки. 

Прокомментируем каждый из блоков отдельно.

Расширение перечня разрешенных валютных операций.

Законопроектом предлагается расширить перечень разрешенных операций, по которым денежные средства могут зачисляться непосредственно на зарубежные счета физлиц, являющихся валютными резидентами РФ, минуя уполномоченные банки. К таковым операциям можно относить продажу принадлежащих им за пределами РФ транспортных средств и недвижимого имущества, если одновременно выполняются следующие условия: 

  • имущество зарегистрировано в иностранном государстве , являющемся членом ОЭСР или ФАТФ;
  • иностранное государство присоединилось к многостороннему соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией;
  • счет открыт в банке, расположенном именно на его территории.

Примечание. Все перечисленное предусмотрено первой редакцией Законопроекта. Дополнительные поправки ничего не привнесли в данном вопросе.

Конечно — этого очень мало. Но Законопроект ничего не предлагает в отношении других неоправданных ограничений. Например, по расчетам в валюте с другими резидентами. Или, если валютные резиденты не связаны родственными отношениями, то один другому не могут подарить какую-либо валютную ценность. К ним, в частности, могут относиться денежные средства, акции зарубежных компаний или векселя иностранного эмитента.

Указанные действия продолжают оставаться незаконными валютными операция с вытекающими последствиями. А именно — в случае нарушения возникает не только налогообложение подарка, как это в некоторых случаях принято во всем мире и даже в России, а еще и штраф в размере от 75 до 100% от стоимости «подарка».

Уточнение требований к валютным резидентам в части продолжительности кратковременного прерывания постоянного проживания или пребывания.

Имеется в виду следующее. Как известно, проживающие за границей граждане РФ, так или иначе, в течение, вроде бы, запретного для выезда одного года, все равно совершают краткосрочные поездки в Россию, вследствие чего в правоприменительной практике достаточно часто возникают вопросы: 

  • о принципиальной допустимости любого прерывания срока проживания или пребывания за границей в зависимости от обстоятельств;
  • о продолжительности выездов в РФ,
  • о видах документов, которые могли бы подтверждать пребывание за пределами РФ с учетом положений Таможенного союза, международных соглашений о безвизовых поездках и др.

Предложения Законопроекта, практически, снимают эти вопросы. А именно — граждане РФ, постоянно проживающие либо временно пребывающие в ИГ не менее одного года, не приобретают обязанностей валютного резидента, если суммарная продолжительность их приездов в Россию будет менее 183 дней в течение каждого календарного года, независимо от их количества.

Таким образом, любые рассуждения на тему «даже один день пребывания и т.д» — отпадают.

Примечание. В Действующей редакции Закона о валютном контроле возможность выездов в Россию, даже кратковременных, как в налоговом резидентстве, — вообще не упоминается.

В первой редакции Законопроекта допустимую продолжительность временного пребывания в России предлагалось ограничить 3-мя месяцами.

В ноябрьских уточнениях — менее 183 дней. Безусловно — позитивная поправка.

Предлагаемый законопроектом совокупный срок, по справедливому мнению его разработчиков, определен с учетом анализа реальных жизненных ситуаций (отпуск, посещение родственников, каникулы студентов и пр.).

Похвально.

Время нахождения в РФ или за ее пределами будет нетрудно контролировать по штампам в загранпаспортах, как это делается в отношении налогового резидентства.

Смягчение требований в части представления уведомительной и отчетной документации в налоговые органы и уполномоченные банки.

Все смягчения, касающиеся представления уведомительной и отчетной документации в налоговые органы, не являются самостоятельными сами по себе, а вытекают из тех смягчений, которые предложены Законопроектом в отношении длительности временного пребывания в РФ. Но от этого их значимость не умаляется. 

  • В том случае, если указанная суммарная продолжительность приездов (183 дня) будет выдерживаться, то Законопроект предлагает освободить таких граждан РФ от их обязанностей перед налоговыми органами в отношении своих зарубежных счетов. То есть, если в настоящее время гражданин РФ, въехав в Россию даже на один день, приобретает, таким образом, статус валютного резидента и, тем самым, становится обязанным в течение месяца отчитаться о своих счетах и движениях по ним, то согласно законопроекту, можно будет этого не делать, пробыв в стране даже 183 дней (в первой редации Законопроекта — 3-х месяцев).
  • Законопроектом предлагается установить срок вступления в силу Постановления Правительства РФ от 12.12.2015г. № 1365 «О порядке представления физическими лицами-резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской федерации» только с 01 января 2018г. После этого у всех резидентов будет еще три месяца на то, чтобы выполнить свою обязанность. При этом важным является положение, касающееся «переходного периода».

    А именно — тем гражданам, которые не окажутся валютными резидентами по состоянию на 31 декабря 2017г. и не вернутся в РФ до 01 января 2018г., — не придется представлять в налоговые органы Уведомления о своих счетах к 01 марта 2018г.
  • Законопроект предлагает исключить требование к валютному резиденту о предъявлении уполномоченному банку при первом перечислении денежных средств на счет в иностранном банке (даже свой) Уведомления о своем зарубежном счете с отметкой налогового органа о его принятии. Исключение требования представлять в банки Уведомления об открытии/закрытии счета является не вытекающим из указанного выше нововведения в отношении продолжительности временного пребывания в России, а самостоятельным.

    Но это также не имеет принципиальной разницы. Принципиальным является другое — банк будет сам располагать такой информацией из собственных источников. А факт нарушения клиентом законопослушности станет достаточным основанием для отказа в проведении операции.
  • Граждане РФ, которые не окажутся валютными резидентами на 31.12. 2017 г. и не вернутся в РФ по состоянию на 01.01. 2018 г., не будут обязаны уведомлять о своих счетах до 01.03. 2018г. (В первой редакции Законопроекта это предусматривалось). То есть, если гражданин РФ, постоянно проживающий за границей, не въезжал в Россию в 2017 г., то он освобождается от обязанности отчитаться о своих счетах к 1 марта 2018 года. Но если в 2018-м он проведет в России не 183 дня, а хотя бы на один день больше, то он будет обязан это сделать.
  • Законопроектом предлагается установить, что граждане РФ не будут обязаны уведомлять и отчитываться по счетам, закрытым до 31.12.2014г., (независимо от даты их открытия), поскольку в этом случае закончится трехлетний срок хранения документов, которые могли бы подтверждать открытие счетов и проведение по ним операций.

На самом деле это не предлагается, а напоминается, так как российским законодательством уже предусматривается трехлетний срок давности для привлечения к налоговой ответственности. Несмотря на то, что срок хранения бухгалтерской документации составляет не три, а пять лет. По мнению автора, в Законопроектах является более уместным что-то предлагать, а не напоминать уже известное.

6. Если Законопроект станет законом

В настоящее время интересующий нас Законопроект пока не внесен в Госдуму на рассмотрение. Таким образом до его подписания может пройти много или очень много времени. Как известно, в экстренном порядке там рассматриваются более неотложные вопросы и с этим следует считаться. Например:

В первую очередь, разумеется, забота о будущем России. Например, о недопустимости подзатыльников детям со стороны родителей или запрете называть детей экзотическими именами.

Не менее глобальными являются вопросы текущего управления государством. Например — вопрос увеличения количества помощников у депутатов Государственной Думы.

Конечно, пенсионное обеспечение почти на самом первом месте должно быть. Например — о единовременной выплате пенсионерам в 2016г. 5,0 тысяч рублей (потом перенесли по уважительной причине —денег пока нет).

Ключевые проблемы, касающиеся здоровья нации — ограничение количества сигарет в пачке или химическая, а не физическая (ни в коем случае) кастрация педофилов.

Основные общегражданские вопросы — новый порядок получения водительских удостоверений.

Другие не менее актуальные и масштабные законопроекты.

Например, «Пакет Яровой». Терроризмом начали заниматься с 31 декабря 1999 г. и будем продолжать в обозримом будущем, так как в данном направлении очень много дорогостоящей работы, что, разумеется, имеет принципиальное значение для ограниченного круга задействованных лиц.

Но может быть, что после не просто общественного, а всенародного обсуждения, интересующий нас Законопроект, в конце концов, все же станет Законом. Если это, в конце концов, произойдет в той редакции, которая будет соответствовать официально озвученным целям (см. выше), то это будет замечательно. А если будет соответствовать фактическими и неявным целям обсуждаемого законопроекта, то голь на выдумки хитра.

То есть — опять ничего страшного.

Но, тем не менее, как свидетельствуют заслуживающие доверия источники, у людей начались у кого паника, у кого — озлобление. При этом, иначе, как ужесточением валютного законодательства поправки никем не воспринимаются. Однако, рассматривая реальные последствия законопроекта, следует трезво различать две ситуации.

Первая — это когда гражданин РФ постоянно проживает в иностранном государстве и является как налоговым, так и валютным резидентом РФ.

Но не является налоговым резидентом того иностранного государства, в котором постоянно проживает. Например, это лица, которые не получают официальных доходов в иностранном государстве, а пользуются лишь средствами, поступающими на их счет из каких-то внешних легальных источников. В том числе — из России.

Именно для таких лиц требования валютного законодательства (с поправками или без) о представлении в налоговый орган Уведомлений об имеющихся зарубежных счетах и Отчетов о движении по ним денежных средств имеют значение и могут сопровождаться последствиями с реальной ответственностью. Потому что властям иностранного государства, незачем будет упрямиться в представлении информации, так как налогоплательщиками такие лица не являются. Конечно, как это будет происходить при автоматическом обмене информацией, — надо изучать.

Вторая — граждане РФ постоянно проживают в иностранном государстве и являются налоговыми резидентами иностранного государства, в котором постоянно проживают. Такие лица никак не понимают — зачем им давать информацию о своих счетах, если они давно живут, допустим, в Испании, являются налоговыми резидентами Испании и платят положенные налоги. И беспокоятся.

Можно, конечно, беспокоиться на данную тему, чтобы быть в курсе, но реальные негативные последствия таким лицам при нарушении Закона о валютном контроле (с поправками или без) не грозят не только в период их нахождения за границей, но даже если они приезжают в Россию и превышают при этом трехмесячный срок своего пребывания. Если, конечно, для возникновения негативных последствий не возникнет каких-либо особых причин уголовного или политического характера.

А в обычном порядке можно быть почти уверенным, — никакой иностранный банк, даже того государства, у которого имеется договор с Россией о двустороннем обмене информацией, не станет представлять сведений о налоговых резидентах своей страны стране их гражданства.

Еще более указанное относится к лицам, которые получили паспорт этой страны. По этим же причинам можно также почти не сомневаться, что какие-либо претензии со стороны России по валютным основаниям не будут активно поддерживаться иностранным государством в качестве нарушений, которые подлежат преследованию на его территории с оказанием надлежащей помощи. Поэтому такие лица, если, опять же, не найдется уголовной или политической подоплеки, будут находиться в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ.

Но!

Если только они сами не представят властям соответствующую информацию. Такой вариант является достаточно возможным, так как многие думают, что им такие обязательства, действительно, нужно выполнять. Потому что, если они не знают в силу российской привычности к бесправию, какой реальной поддержки (пусть неявной или косвенной) можно ожидать от властей иностранных государств в защите от бесцеремонного изъятия их собственности , зато знают: 

  • По внешним признакам происходит планомерное ужесточение контроля над финансовыми операциями граждан РФ, что, среди прочего, может усложнить их расчеты с негражданами РФ. А это по естественным причинам — чрезвычайно важно.
  • РФР
  • Что штрафы могут бухнуть от 75% до 100% от суммы валютной операции. А потом — доказывай в судебном порядке — законная она или нет?
  • При задержках в гостевых заездах в Россию более чем на 3 месяца потребуют отчеты по счетам, минимум, за три года (срок давности по налоговой ответственности).

А если понадобится при определенных обстоятельствах (как показывает опыт) — то любую налоговую и финансовую отчетность за любое время пребывания в иностранном государстве, имея ввиду не только налоговую ответственность, но также и совокупную ответственность по валютному, административному и уголовному законодательству.

Поэтому массовая волна сдачи российских паспортов может стать более чем вероятным следствием предлагаемых поправок в Закон о валютном контроле в предлагаемой редакции. Такая перпектива является особенно пугающей, потому что некорректные положения Закона о валютном контроле и рассматриваемого Законопроекта касаются интересов не 2-х миллионов граждан РФ, которые по данным ЦИК России проживают за рубежом, а не менее 10-ти миллионов, как это следует из источников, заслуживающих доверия.

Такой сценарий, если произойдет, может стать последним гвоздем в оценке заслуг российской власти также и в рассматриваемом вопросе. Может сложиться впечатление, что автор пытается доказать, что закон хороший, а законопроект плохой. На самом деле — Закон плохой, а поправки — еще хуже.

Поэтому давно назрела необходимость радикальной и непредвзятой в чьих-либо частных интересах переработки Закона о валютном контроле, а также, в связанных вопросах, — налогового, административного и уголовного законодательства.

7. Законопроекты 2016 года о валютном регулировании

Семь законопроектов, касающихся валютного регулирования, уже представлены в Госдуму для рассмотрения с темами, весьма актуальными, а именно:

15.01.2016г. Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Предлагает меры по недопущению незаконного вывода денежных средств.

26.01.2016г. Проект Федерального закона «О внесении измененицй в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле“ и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Устанавливает обязанность валютных резидентов по репатриации на российские счета денежных средств от нерезидентов, которые причитаются им по договорам займа.

06.05.2016г. Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Предлагает повысить ответственность за нарушения валютного законодательства.

17.05.2016г. Проект поправок к проекту Федерального закона N 888029-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле“ и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Предложены поправки к законопроекту, устанавливающему обязанность валютных резидентов по репатриации на российские счета денежных средств от нерезидентов, которые причитаются им по договорам займа.

29.06.2016г. Проект Указания Банка России «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 года N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением». Предлагается снизить порог обязательств по внешнеторговым контрактам с 50,0 до 25,0 тыс. долларов США, при котором оформление паспорта сделки становится обязательным.

04.08.2016г. Проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“ и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Предлагается установить обязательность указания во внешнеторговых контрактах сроков исполнения обязательств с целью обеспечения своевременной репатриации валютной выручки.

23.09.2016г. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Предлагается расширить перечень разрешенных валютных операций с зачислением денежных средств на зарубежные счета физлиц, являющихся валютными резидентами РФ, минуя уполномоченные банки.

Следует справедливо признать, что картина впечатляющая. В части количества. Дальше — дело за качеством и скоростью рассмотрения. И то, и другое вызывало бы тревогу, если бы не было связано с противодействием отмыванию и борьбой с терроризмом.

8. Заключение

За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.

Но засилье доктрин не означает, что не закручивается законодательство. В дополнение к самоуправским доктринам налицо косолапое ужесточение требований в отношении налогообложения доходов от источников за пределами РФ, в том числе от участия в иностранных организациях. Начиная с 20012г. в налоговое, валютное и административное законодательство настойчиво (но бестолково) вводятся завернутые нормы, касающиеся, в частности, и рассматриваемых в Анализе вопросов.

Например:

  • ужесточения ответственности за валютные правонарушения;
  • практической отмены банковской тайны в российских банках;
  • контроля за счетами граждан РФ в зарубежных банках;
  • постоянного проживания, пребывания, местонахождения налоговых и валютных резидентов в иностранных государствах, а также прерывания того же самого;
  • участия граждан РФ в иностранных организациях;
  • налогообложения прибыли контролирумых иностранных компаний, в том числе — даже нераспределенной прибыли КИК;
  • иного гражданства или другого права постоянного проживания граждан РФ в иностранном государстве.

При этом вводятся сумасшедшие штрафы и подталкивание налогоплательщиков к уголовной ответственности с одновременным неуклюжим втиранием в их доверие. Последнее — в виде Закона о добровольном декларировании с его сомнительными гарантиями, который дважды заслуженно провалился (31.12.2015г. и 30.06.2016г.), но долго будет аукаться для тех лиц, которые все же неосторожно представили свои Специальные декларации.

Продолжает выжиматься налогооблагаемость из запретов на неразрешенные валютные операции вместо введения разумной прогрессивной шкалы налогообложения валютных операций в зависимости от степени их подконтрольности. Даже рядовая работа с честным получением доходов от источников за пределами РФ превратилась для налогоплательщиков в эквилибристику под обязательным руководством опытного тренера.

В то же время «неприкасаемые» не дают себе труда проявить элементарную смекалку в своих, так называемых, схемах, а прут напролом в оффшоры с полной уверенностью в своей безнаказанности. При этом фактическое кредо высшего руководства — после нас хоть потоп.

Действует на нервы постоянное использование в качестве пугала Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Для справки. Был срочно подписан В.В. Путиным через три месяца после его избрания Президентом РФ и стал его любимым детищем. Постоянно уточняется. Всего в Закон об отмывании, начиная с даты его подписания (07.08.2001г.) поправки вносились 62 раза, в том числе:
— в 2013г. — 6 раз;
— в 2014г. — 9 раз;
— в 2015г. — 10 раз;
— в 2016г. — 6 раз. Последнее измененение — от 28.12.2016г. № 471-ФЗ.

Закон об отмывании стал главным законом страны (вместо Конституции РФ), не только устанавливая правила налогового и валютного законодательства, но и, практически, определяя всю внутреннюю и внешнюю политику РФ.

Его благородный (казалось бы) потенциал опошлен злоупотреблением этого закона по поводу и без повода. Сразу после введения в действие (01.02.2002г.) он с воодушевлением используется как репрессивная страшилка. Очень впечатляющая, надо признать.

Кругом террористы, понятное дело. На самом деле — кругом бардак, крышуемый ОПГ под победно развевающимся знаменем противодействия отмыванию и финансированию терроризма. И борьбы с коррупцией, конечно. Не поголовной, разумеется. Нельзя же так.

В 2013г. любимая тема была продолжена введением в действие Федерального закона от 28.06.2013г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в ряд законодательных актов РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям», в соответствии с которым, в частности, банковская тайна окончательно прекратила свое существование.

При всем указанном, неотвратимость в наказуемость полностью отсутствует, а выборочность применения закона процветает. Но, как бы — в противовес, все более укрепляется порочное мнение, что в грамотных руках малограмотные законы не помешают.

И самое главное — что это действительно так, в чем, может быть, хотя бы в какой-то мере убеждает настоящий Анализ.

Консалтинговая группа ЮКТ с удовольствием ответит на все вопросы заинтересованных лиц на тему оптимизации налогообложения, международного налогового планирования и антиофшорного законодательства в рамках любого права — гражданского, налогового, валютного и уголовного.

На семейном праве в области экономических преступлений специализируются властные структуры.