Консалтинговая группа
RU
ENG
+7 (495) 781-63-43
Консалтинговая группа
Информация


Уведомление об открытии и закрытии иностранных счетов. Отчёты о движении денежных средств по иностранным счетам

1. Валютное законодательство — раньше и сейчас. Зачем нужны зарубежные счета?

История развития современного валютного законодательства начинается во времена СССР, когда действовала государственная валютная монополия. Позднее валютное регулирование стало руководствоваться писанными и не писаными законами 1991-1992 годов. В 2000-х годах началась либерализация валютного законодательства и, одновременно, появились первые попытки контролировать счета граждан РФ в иностранных банках. Например, если физическому лицу требовалось перевести денежные средства со своего российского счета на свой зарубежный счет, он был обязан уведомить об этом налоговую службу.

В противном случае, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173), операция признавалась запрещенной.

Тем не менее, активное развитие бизнеса все равно заставляло пользоваться зарубежными счетами, обеспечивая, таким образом, и неуклонно возрастающую востребованность международного рынка банковских услуг. Таким образом, круг лиц, пользующихся счетами в иностранных банках, постоянно и существенно пополнялся, которые использовались в целях:

  • хранения денежных средств;
  • управления своим бизнесом или личным состоянием с использованием способов законной оптимизации налогообложения;
  • уклонения от уплаты налогов, а также отмывания денежных средств, полученных в результате незаконных или преступных действий.

Последнее, к сожалению, стало печальной реальностью в течение последних более чем 25-ти лет и послужило причиной попытки ужесточения государством валютного контроля и принятия комплексных мер по борьбе с уклонением от уплаты налогов и деофшоризацией экономики в целом. Указанное отнюдь не означает, что государством предпринимаются какие-либо действия, направленные на запрет или необоснованное ограничения использования иностранных банковских счетов. Напротив, но при этом для юридических и физических лиц, которые являются резидентами РФ, стало обязательным соблюдать определенные правила, становящиеся все более жесткими.

Например, физические лица, резиденты РФ, имеют возможность использовать счета в банках за границей с некоторыми условиями, в том числе:

  • расходовать денежные средства с зарубежных счетов можно без ограничений,
  • но зачислять их — только в разрешенных случаях и по определенным правилам.

А также установлен еще ряд обязанностей, связанных с уведомлением налоговых органов и представлением отчетности.

2. Правила представления Уведомлений о зарубежных счетах и Отчетов о движении денежных средств

2.1. Общее

Таким образом, в настоящее время российское законодательство даёт возможность организациям и физическим лицам открывать банковские счета за границей без каких-либо ограничений. При этом обязанность «уведомлять и отчитываться» по таким счетам до относительно недавнего времени касалась только юридических лиц и ИП. В отношении же физических лиц существовала обязанность только уведомлять.

С 01 января 2015г. положение изменилось и физическим лицам теперь придется также еще и отчитываться наравне с организациями и ИП. Такая обязанность, новая для физических лиц, установлена:

  • пунктом 7 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 218-ФЗ;
  • Постановлением Правительства РФ от 25.07.2015 № 761;
  • Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365.
  • Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования».

Далее напомним основные положения нового законодательства, касающихся представления валютными резидентами РФ в налоговые органы:

  • Уведомлений об открытии (закрытии) зарубежных счетов (далее — Уведомления),
  • Отчетов о движении денежных средств по указанным счетам (далее — Отчеты).

2.2. Основные правила, ответственность и особенности представления Уведомлений для юридических и физических лиц

  • Срок представления — в течение 30 дней с момента его открытия (закрытия или изменения реквизитов).
  • При открытии дополнительного счета в другой валюте — также следует уведомлять.
  • В том случае, если одним и те же счетом пользуются два лица (например — супруги), Уведомления представляются обоими.
  • Ответственность для физических лиц:
    • за несвоевременное представление — от 1 000 до 1 500 руб.;
    • за непредставление — от 4 000 до 5 000 руб.;
  • Ответственность для юридических лиц — значительно более существенная, чем для физических лиц, так:
    • за несвоевременное представление — от 50 до 100 тысяч рублей;
    • за непредставление — от 800 тысяч рублей до 1 миллиона рублей.

Но не штрафы являются самой эффективной мерой, побуждающей владельцев зарубежных счетов представлять Уведомления. А именно — российское банковское законодательство запрещает осуществлять перечисления денежных средств со счетов в российских банках на зарубежные счета, в том случае, если владелец счета не представил в налоговый орган соответствующее Уведомление. Такая информация для банков является доступной. Кроме того, отдельные европейские банки, в рамках проверки своих иностранных клиентов, уже начали требовать от российских владельцев счетов представлять доказательства исполнения их обязанности по представлению Уведомлений.

Именно эти меры, особенно в их взаимодействии, в конечном итоге определят судьбу Уведомлений и Отчетов для подавляющего большинства налогоплательщиков.

2.3. Основные правила, ответственность и особенности представления Отчетов организациями и ИП

  • Срок представления — ежеквартально в течение 30 дней по окончании квартала.
  • Отчеты представляются по каждому счету с приложением нотариально заверенных банковских документов на русском языке.
  • Ответственность за:
    • просрочку длительностью до 10 дней — от 5 000 до 15 000 руб.,
    • просрочку не более 30 дней — от 20 000 до 30 000 руб.,
    • просрочку более 30 дней — от 40 000 до 50 000 руб.,
    • непредставление — размер штрафа явным образом не предусмотрен.

Штрафы могут быть наложены за каждое нарушение и по каждому счету.

2.4. Основные правила, ответственность и особенности представления Отчетов физическими лицами

  • Срок представления — ежегодно до 01 июня, следующего за отчетным годом. При закрытии счета до окончания отчетного периода, соответствующему календарному году, отчет представляется не позднее, чем через месяц после его закрытия вместе с соответствующим уведомлением. Исключением являются счета, закрытые в 2015г. В этом случае отчеты должны быть поданы до 01 июня 2016г.
  • Отчеты представляются по определенной форме по каждому счету и каждым пользователем счета, если пользователь счета не один. При этом в отличие от юридических лиц, представление подтверждающих банковских документов не требуется (упрощенная процедура), если только они не будут специально запрошены налоговым органом в обоснованных случаях (см. ниже — «подводные камни» упрощенной процедуры).
  • Ответственность за:
    • просрочку до 10 дней — от 300 до 500 руб.;
    • просрочку от 10 до 30 дней — от 2 0000 до 3 000 руб.;
    • повторные просрочки — от 10 000 руб. до 20 000 руб.;
    • непредставление — размер штрафа явным образом не предусмотрен.

2.5. «Подводные камни» упрощенной процедуры подачи отчетности физическими лицами

Правительство России своим Постановлением от 12.12.2015г. № 1365 «О порядке представления физическими лицами-резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ» утвердило порядок подачи отчетов по упрощенной процедуре. Упрощенная процедура представления Отчетов физическими лицами более чем существенно отличается от порядка, установленного для организаций. А именно, как уже отмечалось, — Постановление не требует от физических лиц приложения к Отчету подтверждающих банковских документов (выписок или иных), если они не будут запрошены дополнительно.

Упрощенная процедура представления отчетности производится всего лишь двумя формами, а именно:

  • «Титульный лист отчета о движении средств физического лица — резидента по счету (вкладу в банке за пределами РФ».
  • «Отчет о движении средств по счету (вкладу) за пределами территории РФ». В данной форме предусмотрено отражение только указание остатков средств на начало и конец отчетного периода, а также общих сумм, зачисленных и списанных за отчетный период.

Владельцы зарубежных счетов могут отчитаться по указанным формам 4-мя способами:

  • через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС России;
  • лично, представив отчет в отделение ФНС на бумажном носителе;
  • при помощи официального представителя, уполномоченного нотариальной доверенностью;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении адресату.

При всем этом необходимо обратить внимание декларанта на весьма опасную заманчивость применения упрощенной процедуры представления отчетности в том случае, если она окажется не совсем точной. Да, на данном этапе, банковские документы не требуются. Но какова вероятность, что они не будут все же запрошены налоговым органом в связи с какими-то обстоятельствами?

И тогда времени для какой-либо «творческой» корректировки представленной отчетности не будет совсем, так как запрошенные документы должны быть представлены не позднее 20 рабочих дней после получения уведомления. А при обнаружении ошибок в заполнении представленных форм, налоговый орган направляет запрос для уточнения данных, на который нужно ответить в течение всего лишь 10 рабочих дней после его получения. И тогда за недостоверность сведений в ранее представленной обязательной отчетности придется отвечать уже значительно более серьезно, чем просто за ее непредставление. Не говоря уже об ответственности за «творческую» корректировку банковских документов.

Таким образом, при подготовке отчетности даже по упрощенной форме, необходимо все равно заранее тщательно анализировать банковские выписки, с целью увидеть, в каком потенциально опасном качестве перечисляемые средства оказались на зарубежных счетах? Например, если это пополнение собственных средств со своего собственного счета в России, тогда все в порядке. Но даже в этом случае нужно быть готовым объяснить — откуда эти средства взялись в России.

А если финансовая операция не находится в перечне операций, разрешенных валютным законодательством (см. ниже), — тогда требуется срочное профессиональное вмешательство.

Также при представлении Отчетов налогоплательщику никак нельзя забывать о том, что в следующем году ему придется в своей налоговой декларации по НДФЛ указать также и все доходы, поступившие на его зарубежные счета, в том случае если его доходы будут дивидендами.

3. Законные и незаконные валютные операции. Особое внимание!

Налогоплательщикам следует особо помнить, что валютное законодательство РФ устанавливает закрытый (ограниченный) перечень операций, по которым зачисление доходов на зарубежные счета является законным. Все операции, которые находятся за пределами этого перечня, относятся к неразрешенным (см. ниже). При этом указанный перечень является слишком ограниченным, чтобы обеспечить полноценное функционирование иностранного счета, несмотря на то, что законодателями вводятся некоторые «послабления» в валютном регулировании.

Например, разрешенными случаями могут быть (всего лишь):

  • перечисления со своих счетов, как в российских, так и зарубежных банках;
  • начисление и выплата банковских процентов по вкладам;
  • внесение на счет наличных денежных средств;
  • выплаты из бюджета РФ (пенсии, пособия и пр.);
  • перечисления от резидентов РФ из российских банков не более 5 000 долларов в день;
  • но если перечисления близким родственникам и супругам, то без ограничений по сумме;
  • выплаты от нерезидентов РФ в соответствии с трудовыми договорами;
  • возврат ранее уплаченных средств за товар или услугу или уплаченных ошибочно.

Для владельцев счетов в странах, входящих в ОЭСР или FATF, предусмотрены некоторые исключения, которые разрешают зачислять на такие счета:

  • доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося за рубежом;
  • некоторые виды доходов от владения и реализации ценных бумаг;
  • отдельные виды займов.

Но!

Если операции, не перечислены в Законе, то относятся к запрещенным, и становятся для физических лиц при представлении Отчетов источником высоких рисков. А именно — проведение непредусмотренной законом операции при ее непродуманном раскрытии наказывается громадным штрафом в размере от 75% до 100% суммы сделки. В реальной практике в течение достаточно длительного времени закрепились несколько наиболее распространенных опасных примеров незаконных валютных операций (на уровне тех налогоплательщиков, которым адресована настоящая статья).

Например, не могут зачисляться сразу на счет физического лица в зарубежном банке, а должны быть сначала зачислены на его российский счет следующие доходы:

  • от продажи недвижимого имущества за рубежом;
  • от сдачи в аренду имущества, если они получены в странах, не входящих в ОЭСР или FATF;
  • от оказания услуг или продажи товаров, если они получены в результате предпринимательской деятельности в рамках ИП;
  • от продажи акций и облигаций иностранных эмитентов;
  • получение займа, если:
    • денежные средства поступают на счета государств, не являющихся членами ОЭСР или FATF;
    • займодавцы не являются резидентами тех же указанных государств;
    • срок займа 2 года и менее.

В настоящее время штраф за совершение валютных операций, которые прямо запрещены частью 1 статьи 15.25 КОАП РФ, а также прямо не разрешены валютным законодательством, составляет от 75% до 100% общей суммы сделки. Но следствием такой жесткой меры явился, как это иногда бывает, обратный эффект. То есть, повысилась не исполнительская дисциплина налогоплательщиков в части соблюдения законности сделок, а напротив — их изобретательность в сопутствующих деталях (см. ниже).

Подтверждением этого является тот факт, что с введением данной нормы в 2013 году, неизвестно ни одного случая привлечения какого-либо физического лица к такой дикой ответственности (из доступных источников). Если это следствие изобретательности, то надо отдать должное. Действительно, почему бы и нет, полагают некоторые, если законотворцы сошли с ума. Во всем нужно знать меру. А если причиной такого добродушия является недодостаточно свободный доступ налоговых органов к необходимой иностранной информации, то представление налогоплательщиками Уведомлений и Отчетов будет свидетельствовать уже не об изобретательности, а о чем-то противоположном.

Но, даже если это так, — закон должен выполняться при любых обстоятельствах, что должно оставаться для всех незыблемой позицией (за некоторыми традиционно сложившимися исключениями). При этом отрицательный опыт правоприменения должен стать основой для дальнейшего совершенствования российского законодательства не в самовольном, а только в строго установленном порядке. Когда-нибудь отвыкать от дурных привычек придется даже «традиционно сложившимся исключениям».

Как следовать всем указанным правилам с наименьшими потерями для налогопплательщиков — хорошо знают специалисты Консалтинговой группы ЮКТ.

4. Недобросовестные вариации при проведении валютных операций и представлении Уведомлений и Отчетов

Как ни странно, но законодательство формулировками своих положений иногда, как бы, подсказывает недобросовестным налогоплательщикам, как можно, не нарушая требований закона, все же достигать своих целей в безналоговых использованиях возможностей зарубежных счетов.

Внимание! Изложенная ниже информация подготовлена на основании писем налогоплательщиков, достаточно часто поступающих в Консалтинговую группу ЮКТ, с просьбами пояснить, в какой мере им целесообразно продолжать оставаться добросовестными налогоплательщиками, если даже новые положения законодательства оставляют такое количество «лазеек» для недобросовестных налогоплательщиков.

Специалисты Консалтинговой группы ЮКТ полагают, что публикование их материалов сделает указанные «лазейки» общеизвестными и, тем самым, будет способствовать их устранению и дальнейшему совершенствованию законодательства.

4.1. Использование корпоративных зарубежных счетов вместо индивидуальнных

При этом имеются в виду счета как российских, так и иностранных организаций. Для физических лиц иногда является более удобным вариантом для проведения денежных операций использование корпоративного счета, вместо счета физического лица. Счет юридического лица может быть использован без ограничений для личных платежей физического лица. А по счету физического лица могут проходить только личные операции, что, таким образом, все равно приводит к необходимости создания иностранной организации и открытия корпоративного счета.

  • Зарубежные счета российских компаний.

Любые российские юридические лица имеют право открывать иностранные счета, использовать их наравне со своими российскими счетами и отражать операции по ним в своей бухгалтерской и налоговой отчетности. Никаких ограничений по суммам переводов нет. А иностранные банки, в своем большинстве, не имеют ограничений по открытию банковских счетов для резидентов РФ, запрашивая при этом для открытия счета установленный комплект документов.

Таким образом, в условиях, когда российские банки достаточно часто лишаются лицензий, причем с самыми неприятными последствиями для своих клиентов, открытие расчетного счета в стабильном зарубежном банке является хорошим и уже давно востребованным решением для ведения бизнеса.

Например, для российских компаний открытие иностранного счета упрощает взаимороасчеты с зарубежными партнерами, потому что зарубежные банки, чаще всего, не выполняют функций агента валютного контроля, как это принято в российских банках, то есть платежи контрагентам могут производиться без открытия паспорта-сделки.

При всем этом, как известно, законной оптимизацией налогообложения можно и необходимо заниматься независимо от того, где открыты счета российской компании. Однако в перечисленных ниже случаях следует с разумной оглядкой связываться с офшорами, так как передвижение денежных средств при этом может быть существенно осложнено.

Внимание! По мнению Консалтинговой группы ЮКТ, все указанное выше является очень досадным, так как российские денежные средства в таких случаях вынуждены находиться и работать не дома.

  • Иностранные счета иностранных организаций, фактическими владельцами которых являются резиденты РФ, при продаже недвижимого имущества.

Примером эффективного (точнее — незаменимого) использования иностранных счетов таких иностранных организаций может служить продажа недвижимого имущества, принадлежащего резиденту РФ лично.

Как известно, с куплей-продажей недвижимого имущества, так или иначе, связано проживание, практически, любых граждан РФ в иностранном государстве, поэтому приводимый ниже пример является чрезвычайно распространенным и имеет следующие особенности.

Если при продаже объекта зарубежной недвижимости, принадлежащего гражданину РФ лично, зачисление дохода от его продажи на иностранный счет физического лица является незаконным (75% — 100% штрафа от суммы сделки), а на российский счет, по каким-либо причинам, — нежелательным, то у Продавца — резидента РФ нет иного выхода, как принять денежные средства от продажи недвижимого имущества на счет своей собственной иностранной компании, или нанятой фирмы — агента (последнее менее желательно, так как более затратно).

А далее Продавец может передвигать полученные денежные средства по своему усмотрению, в том числе — и на российские счета. А если Продавец «схитрит» не очень грамотно и сначала переведет деньги на свой личный счет в Европе, а затем на свой личный счет в России, то это не только не освободит его от ответственности, но и усугубит ситуацию. Формально это может расцениваться как двойное нарушение закона и, таким образом, потянуть за содбой двойной штраф. До апреля 2016г. российским законодательством, в качестве некоторого утешения налогоплательщиков при таком правонарушении, был предусмотрен срок давности всего лишь 1 год.

Если за указанный срок ничего не обнаруживалось, то позднее привлечь его к ответственности становилось невозможным. Но 16 апреля 2016г. вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2016г. № 89-ФЗ, увеличивающий интересующий нас срок давности до 2-х лет. Это несколько усложняет вопрос, но некоторые недобросовестные налогоплательщики предпочитают закрыть счет после проведения рискованной сделки и, таким образом, в значительной мере снять проблему.

  • Иностранные счета иностранных организаций, фактическими владельцами которых являются резиденты РФ, при получении займов.

Имея в виду, что мы расматриваем в данном случае займ всего лишь как инструмент заведения денежных средств на какой-то иностранный счет, то почему бы не заключить займ на тех условиях, которые позволяют отнести его к законным операциям в соответствии с закрытым перечнем валютного законодательства, а именно:

  • займодавец является резидентом государства, входящего в ОЭСР или FATF,
  • средства по займу поступают на счета тех же государств,
  • займ является процентным,
  • срок займа составляет более 2-х лет.

Указанный случай (как и с продажей недвижимого имущества) является типичным примером того, как запретительные требования некоторых законоположений могут иногда подсказывать недобросовестным налогоплательщикам нужную «лазейку» и «подталкивать» к ее использованию. На самом деле использование займа на приведенных выше условиях в данном случае является притворной сделкой, так как действительной его целью является безналоговое заведение денежных средств на требующийся иностранный счет.

Но при грамотном юридическом сопровождении (самое главное — тщательное документальное обеспечение) он является, практически, неуязвимым и поэтому широко применяется в течение многих лет безнаказанно, хотя фискальные органы прекрасно знают, что это за займы.

К сожалению, Консалтинговая группа ЮКТ также не имеет рецепта того, как обнажить незаконную сущность этого способа незаконной налоговой оптимизации, если она выстроена грамотно.

4.2. Представлять или не представлять?

Так, все-таки, представлять или не представлять в налоговые органы налогоплательщикам рассматриваемые Уведомления и Отчеты? На этот вопрос налогоплательщики отвечают себе по-разному.

Но если при этом они, в первую очередь, ставят то или иное свое решение этого вопроса не в зависимость от прямых последствий задержек или непредставления указанных документов в виде штрафов, а в зависимость от будущих возможных последствий, связанных уже с представлением соответствующей уведомительной и налоговой отчетности дополнительно и в дальнейшем, то это правильно.

Дело в том, что наличие зарубежных счетов у налоговых резидентов РФ почти всегда связано с участием в иностранных организациях, которое начиная с 01 января 2015г. стало регламентироваться Законом о КИК, и в соответствии с которым были внесены чрезвычайно важные изменения в налоговое, валютное и даже миграционное законодательство.

В соответствии с указанными изменениями, является обязательным представлять не только Уведомления об открытии зарубежных счетов и Отчеты о движении денежных средств по ним, но и уведомления:

  • о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10%);
  • об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;
  • о КИК, в отношении которых они являются контролирующими лицами;
  • об ином гражданстве или другом праве постоянного проживания в иностранных государствах.

А также — контролирующее лицо КИК обязано представить в налоговый орган налоговую декларацию с указанием своих доходов именно в качестве такового лица. Кроме того, никто не отменял налогообложение других доходов (лишь за отдельными исключениями), полученных от источников, расположенных на территории за пределами РФ. Как известно, к таким доходам относятся также и доходы, полученные от участия в иностранных организациях, независимо от размера доли участия. То есть, — не только в качестве контролирующего лица КИК.

Пересечение данных источников информации позволяет налоговым органам получить достаточные «зацепки» к зарубежным счетам налоговых резидентов даже без представления уведомлений об их открытии и отчетов о движении по ним денежных средств. А получение любой другой недостающей информации по зарубежным счетам налоговых резидентов РФ является уже делом техники и времени.

Внимание! Техника и время — это тоже немало для недобросовестных налогоплательщиков.

Таким образом, при принятии решения о представлении/непредставлении Уведомлений об открытии зарубежных счетов и Отчетов о движении по ним денежных средств к этому вопросу следует подходить только комплексно и не забывать о том, что выполнение лишь одного из действий неизбежно потянет за собой необходимость выполнения других действий, столь же обязательных.

Например, как только физическое лицо открывает индивидуальный счет в иностранном банке и уведомляет об этом свой налоговый орган — он автоматически, независимо от правил в отношении КИК, сразу становится не явным образом, но фактически обязанным самостоятельно декларировать все свои доходы, полученные за пределами РФ, в том числе — от участия в иностранных организациях, включая их в свои налоговые декларации по НДФЛ (ст. 228 НК РФ). А явным образом налогоплательщик приобретает такие обязанности, как известно, уже после получения дохода.

Таким образом, является очевидным, что представление Уведомления об открытии счета является полностью бессмысленным в том случае, если в дальнейшем налогоплательщик не намерен представлять Отчет, другие уведомления, а также декларировать свои иностранные доходы. Указанное является самым главным обстоятельством, которое должен учитывать налогоплательщик при выборе своего решения — уведомлять или не уведомлять. Разумеется — кроме сознания своего гражданского долга.

Все указанное выше в отношении представления/ не представления Уведомлений и Отчетов ни в коем случае не является призывом к невыполнению требований закона. Напротив — является призывом к самому обязательному выполнению, но на основе тщательно взвешенного профессионального анализа всех сопутствующих обстоятельств.

При этом налогоплательщикам категорически не рекомендуется слишком гордая позиция типа «не представлял ничего и не буду представлять», которая ни к чему хорошему не приведет.

Ниже приведем примеры достаточно примитивных, но широко практикуемых способов неполной информации налоговых органов об открытии/закрытии зарубежных счетов, используемых теми налогоплательщиками, которые свои обязанности соглашаются понимать лишь в своей субъективной трактовке.

4.3. Неполное представление Уведомлений и отчетов

Насколько является известным по результатам отчетной компании 2016 г., большинство налогоплательщиков предпочитают продолжать представлять Уведомления не по всем своим зарубежным счетам, а только по тем, которые, так или иначе, уже где-то были «засвечены». Например — при перечислениях денежных средств из российских банков.

А что касается представления Отчетов о движении денежных средств по зарубежным счетам, то они достаточно часто оказались непредставленными даже по тем счетам, об открытии которых налоговые органы уже были уведомлены налогоплательщиками ранее. Видимо, налоговым органам придется «будить» таких налогоплательщиков. Но налогов от этого, конечно, не прибавится, так как представление Уведомлений и Отчетов только по «засвеченным» счетам, разумеется, заметного результата в собираемости налогов не обеспечит.

Происходит неполное представление Уведомлений и Отчетов при следующих обстоятельствах и следующим образом. Совсем не показывать счетов, по мнению недобросовестных налогоплательщиков, не следует, так как во многих базах данных видны повторяющиеся признаки их присутствия в определенных иностранных государствах. Например, частые поездки (особенно семейные) в одно и то же иностранное государство.

Поэтому недобросовестным налоговым резидентом РФ все же представляются в налоговые органы Уведомления и Отчеты по 1-2 персональным счетам в каком-либо из зарубежных банков, на которые, так или иначе, все равно приходится делать из России какие-то не особенно существенные, но систематические перечисления. При этом назначение платежа чаще всего формулируется как совсем безобидное «пополнение собственных средств».

Таким образом, налогоплательщик, даже если по каким-то причинам автоматически подпадает под финансовый мониторинг, может не особенно беспокоиться о непосредственных последствиях по двум основным причинам:

  • суммы перечисляемых денежных средств невелики;
  • даже эти небольшие денежные средства задекларированы в РФ в установленном порядке (это обязательно).

Так же, как правило, налогоплательщики предпочитают не производить перечислений с прямым назначением платежа на уплату, например, налогов, связанных с владением недвижимым имуществом, потому что в таком случае «засвечивается» владение этим недвижимым имуществом, а также вызывает у налоговых органов интерес к налогоплательщику уже в целом,

В данном случае предполагается следующая логика — если у тебя есть недвижимое имущество, то, значит, есть и контролируемая иностранная компания, на которую это имущество зарегистрировано, что практикуется повсеместно в целях экономии на налогах (за рубежом это не называется уклонением). А если есть контролируемая компания, то у нее может оказаться прибыль, которая в соответствии с Законом о КИК должна налогооблагаться также и в России. А также участники иностранных организаций могут иметь доходы, налогообложение которых производится в качестве «доходов, полученных от источников, расположенных за пределами РФ».

В этой связи перечислять денежные средства с прямым назначением на обеспечение жизнедеятельности принадлежащей им иностранной организации, зарплату работникам этой организации, связанные с ней налоги и социальные выплаты является оправданным только в том случае, если налогоплательщиком предусматривается представление Уведомления об участии в иностранной организации или Уведомление о КИК.

И так далее.

Все указанное выше упоминается с целью подчеркнуть роль взаимодополняемости информации.

Но в том случае, если за рубеж требуется отправить какие-либо существенные денежные средства, то, во-первых, они должны быть обязательно задекларированными (или с иначе подтвержденными источниками происхождения денежных средств), иначе банк не примет их к перечислению, но перечисляются сначала на тот счет, который уже известен налоговому органу, а уже затем средства транспортируются на какие-либо другие иностранные счета, в зависимости от фактической цели перечислений.

По последним иностранным счетам налогоплательщиками, как правило, не представляются в налоговые органы ни Уведомления об открытии, ни Отчеты о движении денежных средств, так как по ним, как раз, и могут проходить скрываемые от налогообложения доходы, а также все дальнейшие перечисления, связанные с использованием полученных денежных средств.

Что же достигается недобросовестными налогоплательщиками в случаях неполного представления Уведомлений и Отчетов?

Они понимают, что совсем не указывать счетов нельзя. Это неправдоподобно. Как тогда содержатся компании, имущество, а таже пребывание налогоплательщиков в иностранных государствах, которое легко подтверждается соответствующими отметками в паспортах, данными от авиакомпаний, а также многими иными средствами. Но декларированием только отдельных счетов недобросовестными налогоплательщиками создается впечаление лояльности.

Обо всех остальных счетах налоговым органам можно, конечно, и узнать, но для этого нужны достаточно веские причины (рассматривается в отдельной статье).

Кроме того, несмотря на международные договоры по вопросам налогообложения, иностранные государства по первому зову с просьбой о представлении какой-либо информации — пока не откликаются. А до автоматического обмена налоговой информацией еще далеко. Это только 2018 г., да и то — теоретически.

5. Перспективы использования зарубежных счетов

Достаточно часто встречается позиция о том, что «сдаваться» не нужно, и о счетах все равно никто не узнает. Указанная позиция является не только «позавчерашней», а свидетельствует о полном и чрезвычайно опасном неведении в отношении текущего момента по данному вопросу.

На самом деле все обстоит совсем иначе.

Федеральный закон от 04.11.2014 № 325-ФЗ «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам» позволил налоговым органам запрашивать соответствующую информацию о счетах гараждан РФ у государств, которые являются участниками Конвенции.

Но проверять таким способом по каждому налогоплательщику, — есть ли у него зарубежный счет, является практически невозможным, так как налоговому органу в этом случае придется направлять несметное количество запросов в страны — членов ОСЭР (Организация экономического струдничества и развития — в настоящее время 34 государства) о предоставлении от их банков нужной информации о счете конкретного физического лица.

Вместе с тем, принятые за последние годы международные соглашения в области борьбы с «уклонением и отмыванием», усиление роли FATF (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) в данном вопросе, планирование запуска с 2018г. системы автоматического обмена налоговой информацией указывают на то, что контроль за иностранными банковскими счетами будет возрастать, а скорость обмена налоговой информацией между государствами будет увеличиваться.

Поэтому, с учетом нарастающей тенденции к ужесточению правил валютного и налогового контроля, для соответствующих налогоплательщиков становится уже совершенно необходимым совсем иначе относиться ко всем вопросам, связанным с использованием иностранных счетов.

Универсальных рецептов в данном случае не может быть, так как программа необходимых профессиональных действий находится в прямой зависимости от масштабов задействования иностранных счетов, ряда сопутствующих обстоятельств, а также от степени запущенности вопроса.

Все указанное требует специального изучения и принятия совместных решений.

Безнадежные ситуации Консалтинговой группе ЮКТ пока не встречались.