Консалтинговая группа
RU
ENG
+7 (495) 781-63-43
Консалтинговая группа
Информация

Насущные вопросы автоматического обмена налоговой информацией

Вопросы автоматического обмена налоговой информацией стали одной из самых актуальных тем российского и международного законодательства и требуют достаточно развернутой информированности от всех лиц, причастных к ведению бизнеса с использованием иностранных компаний, владению зарубежными активами и счетами в зарубежных банках.

То же самое — в управлении личным состоянием. Причем актуальность темы в обозримом будущем будет только возрастать.

Как известно, в настоящее время обмен налоговой информацией возможен на основании:

  • Соглашений об избежании двойного налогообложения (у России заключено 81 соглашение, но ни с одним классическим офшором такого соглашения нет);
  • Соглашений об обмене налоговой информацией (TIEA). На текущий момент указанных Соглашений у России также нет);
  • многосторонней Конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам 1988 г. (в ред. Протокола 2010 г.). Конвенция вступила в силу для России с 1 июля 2015 года (с рядом оговорок, сделанных при ратификации).

На конец 2016 года в Конвенции ОЭСР не принимают участия ряд значимых офшорных юрисдикций: Багамские острова, Доминика, Маршалловы острова, Панама, Сент-Винсент и Гренадины, а также Объединенные Арабские Эмираты и Гонконг. Но уже вступила в силу для следующих оффшорных юрисдикций: Белиз, Британские Виргинские острова, Сейшельские острова, Каймановы острова, Гибралтар, Гернси, Джерси, Остров Мэн и другие, а также для таких стран, как Латвия, Мальта, Гибралтар, Великобритания, Дания, Ирландия, Нидерланды, Канада и др.

Конвенция предусматривает следующие три варианта обмена информацией:

  • Обмен по запросу — хлопотный и малоэффективный. В будущем может сохраниться как дополнительный элемент автоматического обмена в обоснованных случаях.
  • Спонтанный обмен — произвольный (по собственной инициативе). Не предусматривает системности и позволяет получать информацию лишь о возможном уклонении от налогообложения конкретного лица.
  • Автоматический обмен, за которым будущее.

Однако, автоматический обмен информацией между Россией и иностранными государствами возможен лишь после присоединения России к Многостороннему соглашению компетентных органов (MCAA), предусмотренному Стандартом ОЭСР по автоматическому обмену финансовой информацией по налоговым делам. В мае 2016 года Россией было подписано указанное Многостороннее соглашение. На конец года его подписали более 100 государств и территорий. Первый автоматический обмен с участием России запланирован на сентябрь 2018 года. Но для того, чтобы Соглашение заработало для России реально, предстоит сделать следующее:

  • К началу 2018г. в российское законодательство должны быть внесены требования, касающиеся порядка предоставления отчетности и идентификации клиентов, которые обеспечили бы функционирование Обмена в рамках GRS. С этой целью Минфин России подготовил законопроект о внесении соответствующих изменений в НК РФ и 06 сентября 2016г. опубликовал его для обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
  • Страны — участницы Соглашения должны подтвердить свое согласие на обмен информацией с Россией и заключить соответствующие двусторонние соглашения.

На основе указанных соглашений Россия должна представить в ОЭСР список стран, с которыми достигнута соответствующая договоренность, что должно подтверждаться с их стороны аналогичными списками. На данный момент у России по различным причинам нет таких соглашений.

Какие иностранные счета затронет автоматический обмен?

  • счета физических лиц попадают в обмен в любых случаях,
  • но информация о счетах иностранных организаций, подконтрольных российским бенефициарам, будет подлежать обмену только при определенных условиях.

В этих целях Единым Стандартом иностранные компании, подлежащие контролю, разделяются на два типа — активные и пассивные, что является принципиально важным в автоматическом обмене. А именно — информация о счетах «активных» компаний предоставляется исключительно тем странам, чьими налоговыми резидентами являются именно компании, но не их бенефициары.

А информацию о счетах «пассивных» компаний в порядке автоматического обмена получают обе юрисдикции, к которым в качестве налоговых резидентов относятся:

  • сама иностранная компания;
  • бенефициарный владелец этой компании.

При этом следует иметь в виду, что порядок определения активных иностранных компаний, который установлен НК РФ (п. 3 ст. 25.13-1) в отношении налогообложения КИК в России, существенно отличается от того, который применяется в Едином Стандарте.

Отнесение иностранной компании к тому или иному статусу по правилам автоматического обмена не зависит от места ее нахождения или регистрации (в том числе — в оффшорной юрисдикции).

Но, независимо от статуса контролируемой иностранной компании (активность/пассивность), контролирующим лицом которой является российский налоговый или валютный резидент РФ, сведения о нем не подпадут под автоматический обмен, если остаток на счету компании на конец года не превысит 250 000 дол. США.

В том случае, если баланс компании составляет не более 1 млн. дол. США, то при проверке компании и ее контролирующего лица обслуживающим Банком предусматривается смягченный режим проверки. Если же остаток на счете составит более 1 млн. дол. США, то является обязательной самосертификация контролирующих лиц. При этом специальная анкета подписывается также и бенефициарным владельцем.

Часто задаваемый вопрос. Если же иностранная компания является не КИК, а иностранной организацией с долей участия ниже установленного порога, или по иному признаку не признаваемой КИК, то об активности, пассивности, масштабах экономической деятельности, а также об автоматическом обмене налоговой информацией в целом — можно вообще забыть?

Ответ — нет, лучше помнить.

Также следует иметь в виду, что необходимость исполнения контролирующими лицами КИК обязанности по предоставлению в российский налоговый орган Уведомления о КИК (п. 2 ст. 25.14. НК РФ) не зависит от того, подпадают их счета под автоматический обмен или нет.

Однако, если не попадают, и если в отношении них Уведомления о КИК не были поданы, то шансы российских налоговиков самостоятельно выявить «активные» КИК, — невелики, как полагают некоторые.

Кроме того, следует иметь в виду, что:

  • Действующие в настоящее время способы получения необходимой налоговой и финансовой информации являются хлопотными и малоэффективными. Тем не менее, указанные способы в определенных случаях используются. Поэтому пренебрегать такой возможностью получения информации налоговыми органами — не рекомендуется.
  • Внедрение автоматического обмена информацией в том или ином объеме в установленное время (сентябрь 2018г.) все равно состоится. Не исключено, что с некоторыми оговорками.
  • Но это совсем не означает, что пользование зарубежными счетами станет малоцелесообразным. Без сомнения, — многое изменится, но зарубежные счета для определенных целей не потеряют своей привлекательности и в дальнейшем.

Консалтинговая группа ЮКТ с удовольствием ответит на любые вопросы, касающиеся данной темы, как в текущем периоде времени, так и в обозримом будущем.