Консалтинговая группа
RU
ENG
+7 (495) 781-63-43
Консалтинговая группа
Информация


Добровольное декларирование и амнистия капиталов

Добровольное декларирование и амнистия капиталов.

Из этой статьи Вы узнаете: 

  • Что такое добровольное декларированиею?
  • Как работает амнистия капиталов?
  • Как применяется на практике новы механизм добровольного декларирования?
  • Сработала ли амнистия капиталов? 

В дополнение к обязательному представлению физическими лицами резидентами РФ уведомлений об открытии зарубежных счетов, уведомлений о наличии иного гражданства или права на жительство в иностранном государстве, налоговых деклараций с указанием доходов, полученных от источников, расположенных за пределами РФ, уведомлении о владении иностранными компаниями и уведомлений о КИК в июне 2015г. был введен в действие Федеральный закон от 08.06.2015г. № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», часто неофициально именуемый как «Закон о добровольном декларировании» или «Закон об амнистии капиталов» (далее — «Закон»), который указал, что все физические лица, являющиеся гражданами РФ, могут добровольно в период с 01 июля по 31 декабря 2015г. задекларировать свое зарубежное имущество (активы, банковские счета, участие в иностранных организациях), представив в налоговую службу специальную декларацию.

Взамен государство гарантирует, что дела по определенным статьям УК РФ, КоАП РФ, НК РФ возбуждаться не будут, также как и дела по соответствующим статьям валютного законодательства, связанных с задекларированным имуществом.

Этот Закон, в отличие от Закона О валютном регулировании, регламентирует не ежегодное представление отчетности, а только разовое добровольное декларирование, и не только состояния зарубежных счетов, но и всех активов по состоянию на указанный календарный промежуток времени.

Позднее, в связи с тем, что мало кто решился представлять указанные специальные декларации, Федеральным законом РФ от 29 декабря 2015г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О добровольном декларировании ............» (во исполнение предложения Президента в своем Посланнии Федеральному собранию от 03.12.2015г.), срок представления деклараций в налоговые органы был изменен, а именно — не с 01 июля по 31 декабря 2015г., а с 01 июля 2015г. по 30 июня 2016г.

Изучая положения Закона о добровольном декларировании, с самого начала производит очень сильное впечатление ст. 1 «Цели Федерального закона», в соответствии с которой указывается, что:

«Настоящий Федеральный закон направлен на создание правового механизма добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации, снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах, а также с переходом Российской Федерации к автоматическому обмену налоговой информации с иностранными государствами.»

 

Таким образом, в Законе в первых же строках сразу подчеркивается, что данный закон нужен не для того, чтобы выуживать информацию, как, может быть, полагает кто-либо, а для того, чтобы государство имело возможность отстаивать интересы граждан России за границей.

При этом, непонятно почему, сразу напоминается про автоматический обмен налоговой информацией.

Из последующих положений Закона следует, что задекларированы могут быть иностранные активы российских граждан (и не граждан), включая недвижимое имущество, транспортные средства, ценные бумаги, акции и доли в иностранных организациях, счета и контролируемые компании.

Декларация подается в ФНС или в ее территориальный орган.

Одновременно декларант будет освобождён от уголовной, административной и налоговой ответственности в части задекларированного имущества, за исключением случаев, если производство уже начато и речь не идет об отмывании преступных доходов и финансирования терроризма.

При этом Законом законодательно закреплено, что сведения, указанные в декларации, признаются налоговой тайной.

Эти сведения могут быть истребованы у налогового органа только по запросу самого декларанта.

Только налоговые органы хранят сведения и документы и дают доступ к ним. Иные организации не могут получать доступ к такой информации.

Раскрываемая в декларации информация, не может быть использована в качестве доказательства в рамках уголовных дел и дел об административных и налоговых правонарушениях.

Исключением является ситуация, когда сам декларант представляет копию декларации и документов для приобщения их к делу в качестве доказательств.

Таким образом, все что указано в Законе по вопросам конфиденциальности, должно также весьма впечатлять декларанта, если бы не очень серьезное «НО».

А именно:

— с одной стороны, этот Закон добровольном декларировании, буквально, раздевает декларантов информационно;

— с другой стороны, добровольное декларирование хотя, вроде бы, и гарантирует освобождение от ответственности за достаточно серьезные правонарушения, но, все же, при не слишком определенных обстоятельствах;

Почему механизм налоговой амнистии и добровольного декларирования не сработал.

Несмотря на все старания законодателя у декларантов были основания для таких опасений, потому что в результате анализа норм Закона специалистами было выявлено значительное количество неточностей, неурегулированных моментов, а также просто странных положений, которые не позволяют декларанту быть уверенным в гарантиях налоговой амнистии.

В том числе: 

  • Установленным сроком представления Специальных деклараций, с учетом его переноса, является 30 июня 2016г. В соответствии с частью 13 статьи 4 Закона об амнистии капиталов, гарантии, предусмотренные пунктами 1 — 3 статьи 4 этого же Закона предоставляются в отношении деяний, совершенных декларантом и (или) номинальным владельцем имущества только до 01 января 2015г. Таким образом, в отношении всех правонарушений, совершенных после 01 января 2015г., никаких гарантий амнистии Законом не предусматривается.
  • Соответственно, в этом случае, все налоги, подлежащие уплате, должны быть уплачены в бюджет, а декларанты должны быть привлечены к той налоговой, административной и уголовной ответственности, которая предусмотрена законодательством РФ в обычном порядке.
  • Следовательно, все операции по иностранным счетам, которые не задекларированы, совершенные после 01 января 2015г., признаются незаконными валютными операциями, а гарантии по таким операциям не предоставляются. При этом физическое лицо может быть привлечено к ответственности за их совершение.
  • Закон предусматривает освобождение от ограниченного перечня налоговой, административной и уголовной ответственности. В связи с чем, совершение правонарущений/преступлений не из данного перечня в случае декларирования, влечет привлечение к ответственности в полном объеме.
  • Несмотря на то, что Закон гарантирует соблюдение режима налоговой тайны, неиспользования сведений, содержащихся в декларации, в качестве основания для возбуждения дел в отношении декларанта, практики применения данного закона не существует. Соответственно, нет и какой-либо определенности по дальнейшему использованию государственными органами сведений, изложенных в декларации.
  • Также не совсем прозрачна ситуация с гарантиями в отношении денежных средств, находящихся на зарубежных счетах. Поскольку Законом не указано отдельно о возможности декларирования денежных средств на счетах или даже представления отчетов о их движении, то и предоставление гарантий в отношении источников формирования данных денежных средств может оставаться под вопросом. Также остается непонятным — предоставляются ли гарантии освобождения от ответственности при непредставлении отчетов о движении денежных средств по зарубежным счетам?
  • · Законом о добровольном декларировании ни одним словом не упоминается о каких-либо обязанностях «рядовых» участников КИК (не контролирующих лиц), а также участников других иностранных организаций (не КИК), которые имеют определенные обязанности, установленные как налоговым, так и валютным законодательством в качестве налогоплательщиков, получающих доход от источников, находящихся на территории за пределами РФ. А это означает, что каких-либо гарантий освобождения от ответственности в отношении таких лиц Законом о добровольном декларировании не предусматривается в принципе. 

Таким образом, возможные риски и последствия, описанные выше, могут стать настолько отпугивающим фактором при принятии решения налогоплательщиками о декларировании активов, что негативно отразятся на эффективности проведения политики государства в целом в отношении повышении собираемости налогов и возвращения капиталов в Россию в рамках их амнистии.

К сожалению, на дату написания настоящей статьи, является более, чем вероятным, что число представивших специальные декларации окажется ничтожным по отношению к ожидаемому, а Закон об амнистии капиталов провалится.

Резюме

Прямой ответственности налогоплательщиков за непредставление документов в рамках добровольного декларирования, разумеется, данным Законом не может предусматриваться по определению.

Но, без сомнения, при добровольном декларировании для налогоплательщиков существует непредсказуемость последствий и высокая вероятность различных рисков, даже не ограничивающихся теми, которые были указаны выше.

Но из этого не следует, что от добровольного декларирования надо отказываться безоговорочно, так как этим Законом, все же, провозглашается определенная защищенность налогоплательщиков при допущенных ранее налоговых нарушениях.

Может быть, кому-то с добровольным декларированием будет целесообразным и согласиться.

Но принятие такого решения возможно только по результатам тщательного изучения всех обстоятельств, связанных с отношением налогового резидента РФ к конкретным иностранным государствам (бизнес, владение имуществом, проживание и пр.)

В общем случае, до проведения указанного изучения, является целесообразным временно руководствоваться следующим: 

  • Если нет крупных правонарушений, то не нужна амнистия.
  • А за мелкие правонарушения , в крайнем случае, можно и штрафы уплатить.
  • Но если крупные правонарушения все же не исключены, то нужно работать.
  • Неизвестно, кого ожидает более серьезная ответственность — тех, которые не представили деклараций, или тех, которые представили. 

С другой стороны , налогоплательщикам в принятии своих решений по данному вопросу, может быть и не следует слишком перебарщивать с осторожностью, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 8 «Специальные положения», указывается: 

«Положения статей 1-7 настоящего Федерального закона не могут рассматриваться как ограничение прав пользования, владения и распоряжения указанными в декларации активами и (или) счетами (вкладами)», что подытоживает преимущественно позитивное восприятие Закона в целом.