- Какие риски несёт дробление бизнеса?
- Как налоговики выявляют дробление бизнеса?
- Как защититься и правильно выстроить работу?
Только практические рекомендации, основанные на многолетнем опыте налоговых юристов и адвокатов по налоговым преступлениям.
В настоящее время возможности оптимизации налогов для коммерческих организаций сведены к минимуму.
Из существующих общеизвестны всего три:
- Использование однодневок
- Дробление бизнеса и использование компаний с упрощённой системой налогообложения
- Использование компаний, зарегистрированных в низконалоговых юрисдикциях.
Последний способ, как правило, недоступен для большей части предпринимателей в связи со спецификой бизнеса.
Использовать однодневки в настоящее время продолжают только бизнес-камикадзе. АСК НДС-2 и АИС выявляют данные схемы автоматически, поэтому доначисление налогов плюс пени и штрафы — лишь дело времени.
Кроме того, налоговые органы сейчас активно применяют такой способ взаимодействия с налогоплательщиком как Побуждение к уплате налогов. Выглядит это так: налогоплательщика вызывают в КАО (контрольно-аналитический отдел), показывают древо связей с разрывами по НДС и рекомендуют подать уточняющую декларацию и заплатить налог. Если налогоплательщик соглашается, то проблема решена. Если нет — следует готовиться к выездной налоговой проверке со всеми вытекающими.
Поэтому единственным доступным средством оптимизации налогов и получения недорогого нала до последнего времени оставалось только дробление бизнеса. С введением в Налоговый кодекс ст.54.1 этот способ также стал опасным.
Особенное беспокойство вызывает проблема признания незаконным дроблением бизнес-схем, которые де-факто не планировалось применять для получения необоснованной налоговой выходы. Предприниматели в производственных и коммерческих целях использую несколько взаимосвязанных компаний для ведения бизнеса, но с точки зрения налоговиков такие схемы могут быть незаконными. Именно для таких случаев мы и даём приведённые ниже рекомендации.
Очень часто наши клиенты просят нас изучить и модернизировать холдинговую структуру бизнеса с учётом требований законной оптимизации налогообложения и требований минимизации налогово-правовых рисков признания существующей структуры дроблением бизнеса, направленным на получение необоснованной налоговой выгоды.
Как правило, в результате исследования нами выявляются признаки незаконного дробления бизнеса и направленность схемы исключительно на получение конечным бенефициаром незаконной налоговой выгоды от использования компаний и индивидуальных предпринимателей (ИП) с УСН.
Для понимания вопроса далее мы кратко изложим проблематику этого вопроса, после чего дадим практические рекомендации по корректному ведению бизнеса.
СТАНДАРТНАЯ СХЕМА ДРОБЛЕНИЯ БИЗНЕСА У ВСЕХ ВЫГЛЯДИТ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
- Схема представляет собой взаимодействие головной компании и компаний второго уровня.
- Годовой оборот компаний второго уровня не превышает лимит выручки, который установлен для применения упрощённой системы налогообложения.
- Компании и ИП второго уровня, применяющие упрощённую систему налогообложения, создают единую структуру с головной компанией СДС.
- Компании второго уровня и головная компания обслуживают одних и тех же клиентов, продают товар одним и тем же покупателям закупают товар у одних и тех же поставщиков.
- Все компании фактически находятся в одном офисе.
- Все сотрудники различных компаний рассажены не обособленно, а занимают помещения в соответствии с реальной деятельностью холдинга.
- Как правило, в холдинге для всех компаний существует один и тот же руководитель отдела продаж и один и тот же руководитель отдела закупок, которые взаимодействуют со всеми клиентами холдинга.
- Сотрудники, формально относящиеся к «независимым», «самостоятельным» фирмам, объективно воспринимают единство бизнеса, бизнес-процессов и конечного бенефициара, и при проведении допросов дадут правдивые показания.
- У компаний второго уровня отсутствуют реальные самостоятельные затраты, присущие самостоятельному бизнесу (канцтовары, оплата телефонии, интернета, информационных систем), фактически эти затраты несёт головная компания.
- Компании второго уровня не имеют самостоятельных средств индивидуализации (фирменный брэнд-бук, визитки, сайт, электронная почта), фактически используются средства индивидуализации головной компании.
- В ретроспективном плане наблюдается постоянная «миграция» сотрудников, генеральных директоров и учредителей между компаниями второго уровня.
РИСКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ НЕКОРРЕКТНОМ ДРОБЛЕНИИ БИЗНЕСА:
- Риск налоговой проверки — высокий.
- Риск признания необоснованной налоговой выгоды от использования дробления бизнеса с УСН — высокий.
- Риск доначисление НП, НДС, пени и штрафов — высокий.
- Риск признания конечным бенефициаром владельца головной компании и привлечения его к субсидиарной ответственности — высокий.
ИСТОЧНИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИСКОВ:
- Проведение выездной налоговой проверки головной компании и компаний второго уровня по инициативе налогового органа (внеплановая проверка в результате работы АСК НДС-2, работа АИС, плановая проверка).
- Кроме того, имеется риск проведения налоговой проверки в результате жалобы со стороны некорректно уволенных сотрудников компании или контрагентов компании, чьи права или интересы нарушены в результате работы холдинга.
- Работа подразделений Следственного комитета и МВД в рамках возбуждённого уголовного дела (запросы, обыски, допросы) в отношении несвязанных с холдингом контрагентов может выявить дробление бизнеса в холдинге.
- Работа подразделений УЭБ и ПК в рамках доследственной проверки или в рамках оперативно-розыскных мероприятий (запросы, опросы, наведение справок, обследование помещений) в отношении несвязанных с холдингом контрагентов также может выявить дробление бизнеса
НОРМЫ ПРАВА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДРОБЛЕНИЕ БИЗНЕСА:
- В соответствии со ст. 54.1 Налогового кодекса дробление бизнеса в целях получения необоснованной налоговой выгоды является незаконным и влечёт налоговую ответственность.
- Ст. 105.1 НК РФ формализует для целей налогообложения понятие «взаимозависимость». Взаимозависимыми лицами считаются такие лица, взаимоотношения между которыми могут влиять на результат сделок. Статья вводит три виза взаимозависимости: взаимозависимость по закону, взаимозависимость по суду.
Взаимозависимость по закону. В частности, в п. 2 ст. 105.1 НК РФ представлен конкретный перечень ситуаций, когда лица или организации признаются взаимозависимыми.
- Если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации, при этом доля такого участия — более 25 %, то эти организации взаимозависимые.
- Если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 %, то организации будут взаимозависимыми.
- Если организация и лицо осуществляют полномочия ее единоличного исполнительного органа, то в этом тоже усматривается взаимозависимость.
- Если в организациях полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо, эти организации признаются взаимозависимыми.
- Если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 %, организации или физлица тоже признаются взаимозависимыми.
- Если одно физлицо подчиняется другому физлицу по должностному положению, то физлица признаются взаимозависимыми.
- Взаимозависимым признается физлицо, его супруг, родители, дети, братья, сестры и другие родственники.
Взаимозависимость по признанию, когда лица признают себя взаимозависимыми сами.
Взаимозависимость по суду. К такой категории относятся случаи, когда налоговый орган может через суд признать лица взаимозависимыми.
По данному вопросу ФНС России выпущен ряд писем.
Следует обратить внимание на Письмо от 29.12.2018 N ЕД-4-2/25984, в котором ФНС предупредила о намерении усилить контроль за схемами дробления бизнеса. Она напомнила о том, что налоговые преимущества в виде спецрежимов установлены только для малого бизнеса и направлены на то, чтобы для всех участников рынка были созданы равные конкурентные условия.
В Письме ФНС дано поручение внимательнее осуществлять «контрольно-аналитическую работу в отношении налогоплательщиков, которые создают видимость деятельности нескольких самостоятельных налогоплательщиков, прикрывающих деятельность одного налогоплательщика». Цель такой «теневой» деятельности, по мнению налоговиков, — получить или сохранить право на применение специального налогового режима и, соответственно, сэкономить на налогах.
Признаки дробления бизнеса приведены в Письме ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@.
Критерии дробления бизнеса ФНС установила на основании анализа судебно-арбитражной практики:
- Дробление одного бизнеса (производственного процесса) происходит между несколькими лицами, применяющими специальные системы налогообложения (ЕНВД или УСН) вместо исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций основным участником, осуществляющим реальную деятельность.
- Применение схемы дробления бизнеса оказало влияние на условия и экономические результаты деятельности всех участников данной схемы, в том числе на их налоговые обязательства, которые уменьшились или практически не изменились при расширении в целом всей хозяйственной деятельности.
- Налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от использования схемы дробления бизнеса.
- Участники схемы осуществляют аналогичный вид экономической деятельности.
- Создание участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала.
- Несение расходов участниками схемы друг за друга.
- Прямая или косвенная взаимозависимость (аффилированность) участников схемы дробления бизнеса (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т.п.).
- Формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей.
- Отсутствие у подконтрольных лиц, принадлежащих им основных и оборотных средств, кадровых ресурсов.
- Использование участниками схемы одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта в сети «Интернет», адресов фактического местонахождения, помещений (офисов, складских и производственных баз и т.п.), банков, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета, контрольно-кассовой техники, терминалов и т.п.
- Единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы дробления бизнеса может являться другой её участник, либо поставщики и покупатели у всех участников схемы являются общими.
- Фактическое управление деятельностью участников схемы одними лицами.
- Единые для участников схемы службы, осуществляющие: ведение бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, подбор персонала, поиск и работу с поставщиками и покупателями, юридическое сопровождение, логистику и т.д.
- Представление интересов по взаимоотношениям с государственными органами и иными контрагентами (не входящими в схему дробления бизнеса) осуществляется одними и теми же лицами.
- Показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения.
- Данные бухгалтерского учета налогоплательщика с учетом вновь созданных организаций могут указывать на снижение рентабельности производства и прибыли.
- Распределение между участниками схемы поставщиков и покупателей, исходя из применяемой ими системы налогообложения.
Указанные выше признаки дробления могут быть установлены как в ходе мероприятий налогового контроля налоговым органом, так и в ходе оперативно-розыскных сотрудниками подразделений УЭБ и ПК МВД России.
СПОСОБЫ ДОКАЗЫВАНИЯ ДРОБЛЕНИЯ БИЗНЕСА:
- Осмотр офиса;
- Допрос сотрудников,
- Допрос представителей контрагентов;
- Анализ базы 1С;
- Анализ движения денежных средств по расчетным счетам;
- Проверка кассовых книг и ККМ;
- Установление подчиненности должностных лиц;
- Выявление наличия складских помещений, транспорта;
- Проверка взаимозависимости юридических лиц;
- Установление конечного выгодоприобретателя.
ССЫЛКА НА СУДЕБНУЮ ПРАКТИКУ
Арбитражная практика по вопросу дробления бизнеса складывается неоднородно.
Имеются решения, в которых суд поддерживает налоговые органы (Постановление АС УО от 21.06.2016 по делу № А76-21239/2014 (Определением ВС РФ от 24.10.2016 № 309-КГ16-13438 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ), Определение ВС РФ от 27.11.2015 № 306-КГ15-7673 по делу № А12-24270/2014 (Определением ВС РФ от 01.02.2016 № 674-ПЭК15 отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ).
С другой стороны в ряде решений суды поддержали налогоплательщиков (постановления АС ЦО от 11.11.2015 № Ф10-3834/2015 по делу № А14-10472/2013 (Определением ВС РФ от 01.03.2016 № 310-КГ16-135 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ), АС УО от 27.10.2015 по делу № А47-12155/2014).
Поскольку суды далеки от единого мнения по данному вопросу, налоговые органы делают следующий вывод: исходя из проанализированной судебной практики, с целью исключения необоснованных выводов о применении схемы дробления бизнеса, необходимо обратить внимание на то, что вне зависимости от сферы предпринимательской деятельности проверяемого налогоплательщика (реализация товаров через магазины розничной сети, оказание услуг общественного питания, сдача помещений в аренду (субаренду), выполнение подрядных (субподрядных) работ, услуг и т. п.), при доказывании наличия схемы дробления бизнеса налоговым органам необходимо не только устанавливать обстоятельства ведения налогоплательщиком и связанными с ним субъектами одного и того же вида деятельности, но также выявлять обстоятельства отсутствия реального участия таких субъектов в деятельности осуществляемой самим налогоплательщиком, а также обстоятельства подконтрольности субъектов проверяемому налогоплательщику, что исключает наличие у формальных участников самостоятельных доходов по сделкам (Письмо ФНС России № СА-4-7/15895@).
- Особое внимание следует обратить на Определение КС РФ № 1440-О от 04.07.2017 года.
Обстоятельства дела.
Налоговый орган по итогам налоговой проверки ООО пришел к выводу о том, что общество в результате искусственного дробления бизнеса (путем создания группы взаимозависимых организаций и индивидуальных предпринимателей) получило необоснованную налоговую выгоду, выразившуюся в уменьшении базы по налогу на прибыль организаций и НДС за счет использования налогоплательщиками, входящими с ним в группу, специальных налоговых режимов.
Все арбитражные суды, включая ВС РФ, отказали налогоплательщику в признании решения налогового органа незаконным. Суды сочли доказанными взаимозависимость и аффилированность общества и его контрагентов, в том числе исходя из наличия у них общего трудового ресурса, использования товарного знака ООО, его складского помещения, из фактической организации работы магазинов, из отсутствия ведения раздельного учета фактически полученных доходов, и пришли к выводу об убыточности хозяйственной деятельности общества, имитации хозяйственной деятельности, а также о том, что налоговым органом была доказана направленность действий общества на получение из бюджета необоснованной налоговой выгоды и правильно определены подлежащие уплате суммы налогов на основании имеющейся в его распоряжении информации о налогоплательщике.
Налогоплательщик обратился в Конституционный суд: он утверждал, что и ООО, и его контрагентами размер налогового обязательства был определен в соответствии с действующим налоговым законодательством, а налоги в полном объеме поступили в бюджет. Бизнес структурирован рационально (ООО занималось оптовыми поставками инструментов, его контрагенты — розничной продажей, арендой помещений и т. д.), распределение обязанностей было официально оформлено соглашением о координации деятельности, и все контрагенты фактически осуществляли соответствующую деятельность, а отношения по передаче товара и перечислению денежных средств носили реальный характер.
Требование налогоплательщика в Конституционном суде сводилось к признанию отдельных норм НК РФ, позволяющих налоговым органам включать в базу по НДС и по налогу на прибыль организаций денежные средства, полученные не организацией-налогоплательщиком, а ее контрагентами, не соответствующими Конституции РФ.
Решение Конституционного суда.
Как и следовало ожидать, КС РФ отказал налогоплательщику, решение окончательное и обжалованию не подлежит.
Для устранения выявленных рисков привлечение к налоговой ответственности мы рекомендуем избегать незаконного дробления бизнеса и соблюдать
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ ОБВИНЕНИЙ В ДРОБЛЕНИИ БИЗНЕСА:
1. Реальность и самостоятельность деятельности налогоплательщиков
Параметры деятельности, которые доказывают самостоятельность:
- Разный штат сотрудников;
- Фактическая независимая рассадка сотрудников;
- Разные сферы деятельности в зависимости от конкретной тематики бизнеса и разделение бизнес-процессов по компаниям;
- Разные юридические и фактические адреса, номера телефонов, IP-адреса, сайты, визитки, доменные наименования в электронной почте;
- Наличие имущества и активов у каждой компании;
- Отдельные расчетные счета, открытые, желательно, в разных банках;
- Самостоятельная оплата электроэнергии, аренды, услуг охраны, телефонии, интернет, почтовые расходы, зарплату сотрудникам;
- Каждая из компаний должна сама себя обеспечивать необходимыми товарно-материальными ценностями (канцтовары);
- Самостоятельное принятие финансовых и управленческих решений;
- Избегать подконтрольности (гендир, учредитель, главный бухгалтер не должны быть аффилированы, состоять в штате иных компаний);
- Разделение клиентов/покупателей;
- Наличие у каждой компании самостоятельного сервера или облачного хранилища, самостоятельной программы 1С и управленческого учёта.
2. Деловая цель существования и создания новых организаций и ИП
- Иной состав акционеров (включение иного акционера, обоснованность вхождения нового акционера);
- Снижение рисков бизнеса (диверсификация гражданско-правовой ответственности, снижение риска отзыва лицензии в результате деятельности одного из обособленных подразделений);
- Повышение эффективности управления (выделение отдельных бизнес-процессов в самостоятельную компанию);
- Развитие бизнеса в других регионах.
3. Рыночные условия сделок между взаимозависимыми лицами