Консалтинговая группа
RU
ENG
+7 (495) 781-63-43
Консалтинговая группа

Жалоба в ФАС на монопольно высокую цену проезда по трассе М-11

Юристами Консалтинговой группы ЮКТ подана первая жалоба в антимонопольную службу на стоимость платного проезда по новому Ленинградскому шоссе — трассе М-11.

Почему установленные цены незаконны? 

  • Цена является монопольно высокой (ст. 6 ФЗ «О защите конкуренции»;
  • Совладелец трассы ООО «Северо-Западная концессионная компания, установившая цены на проезд, занимает доминирующее положение на этом рынке;
  • Других услуг по платному проезду от Москвы до Солнечногорска и обратно больше никто не оказывает;
  • На сопоставимом рынке — трасса М-4 «Дон» — установлены цены проезда, которые в 5-7 раз меньше цен проезда по трассе М-11.
  • Статья 10 Закона «О защите конкуренции» запрещает установливать и поддерживать монопольно высокие цены.

Как бороться с высокими ценами? 

  • Можно подать жалобу в ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба) — антимонопольный орган;
  • Для возбуждения дела о нарушении аннтимонопольного законодательства достаточно заявления физического лица.
  • Антимонопольный орган контролирует соблюдение антимонопольного законодательства;
  • По жалобе гражданина ФАС принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства
  • Нарушителя антимонопольного законодательства ФАС должна привлечь к ответственности.

Ниже мы привели текст нашей жалобы, поданной в ФАС России

В федеральную антимонопольную службу России

От:

Лицо, чьи действия обжалуются:

ООО «Северо-Западная концессионная компания» (генеральный подрядчик строительства трассы М-11 и совлавладелец трассы)

Адрес: ул. Тестовская, 10, БЦ «Северная башня», 2-й подъезд, Москва, 121059

тел.: +7 (495) 708 42 04

Жалоба на установление монопольно высокой цены.

ООО «Северо-Западная концессионная компания» (генеральный подрядчик строительства трассы М-11 и совлавладелец трассы) установило монопольно высокие тарифы за проезд по трассе М11 (новое Ленинградское шоссе) на участке г. Солнечногорск — Москва (15 — 58 километр) в обоих направлениях. Высокие тарифы установлены на всех участках трассы и взимаются в различных размерах в зависимости от пройденного участка и конкретного дня и времени проезда.

Заявитель настоящей жалобы в понедельник 23 ноября 2015 года (время проезда 09.14 — 09.48) оплатил за проезд по участку трассы от г. Солнечногорск до г. Москвы (15-58 км) 600 рублей, что подтверждается кассовым чеком. Как выяснилось, самые высокие тарифы оплаты за проезд установлены до 10 часов утра понедельника и для многих других периодов времени, «самых дачных и рабочих» часов, когда потребность в использовании трассы жителями Москвы и Подмосковья возрастает всвязи с известными транспортными проблемами на ленинградском шоссе (многокилометровая пробка на участке от Москвы до Зеленограда). Это пятница вечер, суббота утро, воскресенье вечер и понедельник утро. Общеизвестно, что в это время проехать по бесплатному ленинградскому шоссе на участке Москва — Зеленоград практически невозможно.

Общественная трасса не справляется с потоком дачников, работающих в Москве людей и грузового транспорта. При строительстве трассы М11 общественности было заявлено, что это социальный проект, что цена проезда будет минимальной, что это делается для общества. Все об этом забыли, но именно так объясняли жителям Химок необходимость уничтоения Химкинского леса.

Установление высоких цен на проезд по трассе М11 по всем участкам нарушает Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции» (далее Закон).

Законодатель в статье 6 разъясняет понятие монопольно высокая цена товара:

«Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее — сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации»

ООО «Северо-Западная концессионная компания» занимает доминирующее положение на рынке платного проезда на участке Москва — Санкт-Петербург — это очевидно, поскольку других организаций, предоставляющих услуги платного проезда без пробок и светофоров в направлении от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно не существует, а бесплатное движение по Ленинградскому шоссе не справляется с грузопотоком, в связи с чем и был реализован национальный проект по строительству нового скоростного шоссе.

На сопоставимом рынке установлены цены, которые в разы меньше обжалуемых цен. Для примера можно привести примеры цен на оплату проезда по автомобильной дороге М-4 «Дон»:

1)Участок — обход г.Елец (330,8 — 414,7 км) — по 120 рублей в обоих направлениях (время проезда суббота 28.11.2015 в 17-51 и воскресенье 29.11.2015 в 17-53). Заявитель жалобы передвигался на автомобиле категории 1, как это следует из чека. Трасса М-4 «Дон» является сопоставимым рынком, общая протяжённость указанного выше участка составляет 82 километра. Для проезда по участку 15-58 километр Трассы М11 в указанное время установлены следующие тарифы: из Москвы в Солнечногорск суббота 17-51 — 400 рублей, т.е. в 2,5 раза больше; воскресенье из Солнечногорска в Москву 17-53 — 450 рублей, т.е. в 3 раза больше, при этом участок трассы М11 в два раза короче.

2) Участок — обход г.Задонска и с. Хлевное (464 —414 км) — по 80 рублей в обоих направлениях (время проезда воскресенье 29.11.2015 в 9-46 и воскресенье 29.11.2015 в 16-51). Заявитель жалобы передвигался на автомобиле категории 1, как это следует из чека. Трасса М-4 «Дон» является сопоставимым рынком, общая протяжённость указанного выше участка составляет 46,9 километра. Для проезда по участку 15-58 километр Трассы М11 в указанное время из Солнечногорска в Москву установлены следующие тарифы: суббота 9-46 — 300 рублей, т.е. в 3,5 раза больше; воскресенье 16-51 — 450 рублей, т.е. в 5,5 раза больше, при этом участок трассы М11намного короче.

Данные по стоимости проезда по трассе М11 взяты с официального Интернет-сайта 15-58m11.ru, принадлежащего ООО «Северо-Западная концессионная компания», а по трассе М-4 с официального сайта http://www.russianhighways.ru, принадлежащего Государственной компании «Российские автомобильные дороги», а также из чеков, полученных заявителем жалобы.

На участке трассы М11 (15 — 58 км) протяжённостью 43 километра от г.Солнечногорск до г.Москва установлен максимальный размер оплаты 600 рублей, при этом заявитель жалобы также передвигался на автомобили категории 1, как это следует из кассового чека. При этом проезд по трассе М-4 «Дон» на участке — обход г.Задонска и с. Хлевное (464 —414 км) в это же время обходится в те же 80 рублей в обоих направлениях, а на участоке — обход г.Елец (330,8 — 414,7 км) — по 120 рублей в обоих направлениях. То есть проезд по М11 в это время дороже проезда по участкам М-4 в 7,5 раз и в 5 раз соответственно.

Все расчёты, приведённые выше, по трассе М-4 и М-11 производились без учёта пользования транспондером.

Статья 10 Закона содержит запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положение, а именно запрет установливать и поддерживать монопольно высокие цены.

Несмотря на данный запрет ООО «Северо-Западная концессионная компания» установило монопольно высокие цены на проезд по трассе.

Если предположить, что житель г. Зеленограда будет совершать регулярные поездки по рабочим дням в Москву и обратно, то при тарифе в переиод с 6 до 10 утра из Зеленограда в Москву 400 рублей без транспондера и 320 рублей с транспондером, а также из Москвы в Зеленоград с 16 до 22 вечера без транспондера 350 рублей и 280 рублей, то ежемесячные затраты на проезд без транспондера составят 15000 рублей или 12 000 рублей, что сопоставимо с прожиточным минимумом в Москве.

Указанные выше нарушения дают автору, как жителю Химок, регулярно выезжающему на дачу в Тверскую область, основание утверждать, что его права нарушены, что в свою очередь наделяет его правом обратиться в Федеральную Антимонопольную Службу России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно ст. 22 указанного выше закона Антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.

При этом в соответствии со ст.39 Закона «О защите конкуренции» основанием для возбуждения дела о нарушении аннтимонопольного законодательства может являться заявление физического лица.

На основании вышеизложенного прошу:

— Принять решение о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Северо-Западная концессионная компания»;

— Принять установленные меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства;

— Привлечь к ответственности ООО «Северо-Западная концессионная компания».

Приложения: 

  1. Копия чека, подтверждающего оплату проезда по платной автомобильной дороге М-4 «Дон» обход г. Елец (км 330,8- км 414,7), на сумму 120 рублей (номер документа 6131);
  2. Копия чека, подтверждающего оплату проезда по платной автомобильной дороге М-4 «Дон» обход г. Елец (км 330,8- км 414,7), на сумму 120 рублей (номер документа 6220);
  3. Копия чека, подтверждающего оплату проезда по платной автомобильной дороге М-4 Дон обход г. Задонска и с. Хлевное (км 414- км 464), на сумму 80 рублей (пункт взимания платы км 416);
  4. Копия чека, подтверждающего оплату проезда по платной автомобильной дороге М-4 Дон обход г. Задонска и с. Хлевное (км 414- км 464), на сумму 80 рублей (пункт взимания платы км 460);
  5. Копия чека, подтверждающего оплату проезда, на сумму 600 рублей (номер документа 327094811111Х0800323);
  6. Тарифная сетка Северо-западной концессионной компании — тарифы на проезд по участку от МКАД до Солнечногорска автомобильной дороги М11 «Москва — Санкт-Петербург» с 15-го по 58-ой км (информация предоставлена с сайта http://msp-highway.com/);
  7. Информация о тарифах М-4 «Дон» участки 225.6 — 464 км (информация предоставлена с сайта http://msp-highway.com/);
  8. Краткое описание проекта Головного участка 15-58 км скоростной автомобильной трассы Москва — Санкт-Петербург (информация предоставлена с сайта http://msp-highway.com/);
  9. Информация об участке Обход г. Ельца и села Яркино (км 330-км 414) (информация предоставлена с сайта http://www.russianhighways.ru/);
  10. Информация об участке Обход г. Задонска — села Хлевного (км 417,7 — км 464,3) (информация предоставлена с сайта http://www.russianhighways.ru/);
  11. Информация о строительстве скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург (информация предоставлена с сайта http://www.russianhighways.ru/).

 

04.12.2015


Другие новости
20.03.2018
Спор по дугам безопасности пошел на новый виток

 Юрист Консалтинговой группы ЮКТ Виталий Никуленко добился улучшения в споре между мотоциклистами и ГИБДД по дугам безопасности.

15.03.2018
Автозаправки British Petroleum наказаны за сожжённый Харлей

На АЗС сети British Petroleum по вине заправщика сгорел мотоцикл